svet_w_okoshke (svet_w_okoshke) wrote,
svet_w_okoshke
svet_w_okoshke

Category:

"Обнимите мачту, она вас тоже любит!"

Первый вечер на "Крузенштерне" порадовал нас красивым и ярким закатом и спокойным серебристым Северным морем за бортом. Мы долго бродили по палубе и любовались тем, как ветряки один за другим проплывали на фоне оранжевого солнечного диска. До этого мы собрались в салоне практикантов и познакомились: каждый рассказал о себе и о том, как попал на "Крузенштерн". Группа получилась интересная и совсем не похожая на нашу группу 2017-го года: тогда пришли люди интересующиеся яхтингом и любящие парус, а сейчас все просто искали романтики, сбывали давние мечты или хотели немного вернуться в прошлое:
- ...Мы с сыном из Казахстана, с морем у нас там, сами понимаете, никак. Я недавно задумался о том, что жизнь проходит и нужно успеть больше. Весной сходил к Базовому лагерю Эвереста, теперь сюда приехал...
- ...Я проходил здесь практику в 89-ом, захотелось вернуться и вспомнить то время...
- ...Мне дочь сделала подарок...
- ...Я мечтал об этом, и тут жене попалась реклама, и она предложила сделать эту поездку мне подарком на День рождения...
Ну а я рассказала про то, как всю жизнь гоняюсь за романтикой и про то, как аппендицит не дал мне уйти от "Крузенштерна" к "Седову". 









Мне сейчас даже не верится, что сначала мы сидели в салоне, а потом все высыпали смотреть закат. Неужели когда-то был июнь и солнце садилось в 10 вечера?.. На следующий день погода испортилась, и такой красоты мы уже не увидели, хотя была другая красота, просто более суровая.

Спала я в ту ночь плохо и мало, а всё из-за моей тревожности. Мы с Женей записались на утреннюю вахту с 6 до 7 утра, а значит, надо было встать до общего подъёма. А ещё с 4 до 8 - вахта старшего помощника Павла Старостина, которого я немного побаивалась, при этом относясь с большим уважением и симпатией. На сайте БГАРФ есть интервью с ним, от которого остаётся ощущение какой-то правильности и безграничной любви к морю:
"Все профессии важны. Дело в том, как ты делаешь свою работу. Ты можешь быть дворником, но твоя улица должна быть самой чистой в городе".
 "- Вы сейчас этот никем не выявленный, но всеми обсуждаемый «вирус «Крузенштерна» имеете в виду? Может быть, это просто такая журналистская «красивость», попытка объяснить обыденные вещи несколько высокопарно? 
- На самом деле ничего высокопарного нет. Достаточно просто выйти в город погулять, а потом, углубившись в улочки, потерять "Крузенштерн" из вида. А потом оглядеться и где-то вдалеке рассмотреть его мачты. И вот тогда появляется ощущение, что ты идешь домой. Это и есть "вирус".

Я читала и думала: "Ну какой он молодец!" А во время рейса меня пугала сдержанность и строгость - но куда без них, когда должность серьёзная и ответственная, а у тебя тут больше сотни курсантов? 

Кое-как я уснула, а в пятом часу опять проснулась и разволновалась: стало как-то подозрительно тихо. Мы, что, выключили двигатели и дрейфуем? В позапрошлом году мы так же должны были стоять вахту с 6 до 7, но барк лежал в дрейфе, старпом нам, конечно, разрешил пройти на мостик, но делать там в это время было нечего. Вот и теперь я подумала, что моя вахта может снова пройти мимо меня. Я даже пару раз вскочила и выглянула в иллюминатор. Больше я так и не уснула. Женя ночевала не в кубрике, а в каюте, я даже не знала, в какой, поэтому и за ней зайти не было возможности. Мне придётся идти на мостик к пугающему меня старпому одной. Ой, все эти мои волнения - смех и грех одновременно! Без чего-то 6 я отправилась в умывальную, но там меня настигла уборщица: "Сейчас моё время, с 3 часов до подъёма надо всё успеть! Да не волнуйся, я быстро закончу!" Не обманула. А около 6 утра я поднялась на солнечную палубу, на которую в это же время выходила сонная Женя. Мы попросили разрешения подняться на мостик, и Павел Сергеевич вполне дружелюбно ответил:
- Доброе утро! Порулить пришли?
И как это всё-таки круто! Все ещё спят, а ты здесь, на мостике, с подсказками вахтенного рулевого удерживаешь на нужном курсе целый "Крузенштерн"! И утро такое солнечное и чудесное, и зря я так утеплилась - на мостике очень тепло, несмотря на открытую дверь. И совсем не страшно. Потом мы с Женей поменялись местами: она встала на руль, а я стала ходить туда-сюда, вспоминать, где тут что, и задавать вопросы...



В 7:10 мы с Женей уже стояли на палубе с курсантами на зарядке, на "Крузенштерне" это один из моих любимых "ритуалов": ты чувствуешь себя здоровым и сильным, единым со всеми на судне, а вокруг тебя - бескрайнее море... Жаль, в этот раз удалось попасть на зарядку всего дважды. Группа курсантов, к которой мы присоединились, даже решила устроить пробежку по палубе, а заодно и снять кусочек видео для будущих зарисовок о морской практике, ну а я не могла не отметить, что все ребята находились в отличной форме - прям молодцы!

После завтрака объявили парусный аврал, которому особенно обрадовались Серёга и Даня, проходившие когда-то практику на "Крузенштерне" и "Херсонесе" соответственно. Я в этот раз была приписана к I грот-мачте (напомню, что у "Крузенштерна" 4 мачты: фок, I грот, II грот - с прямыми парусами и бизань - с косыми), на которую недавно был назначен новый боцман Александр, Владислав, предыдущий боцман, переучился и пошёл работать в машинное отделение. Было приятно видеть, что старший боцман подсказывает и советует нашему Александру, кого куда перебрасывать. И как же всё-таки сложно прийти со стороны и вникнуть в то, для чего нужна каждая снасть. Вот я помню, что помогала тянуть снасть, а для чего это было - для брасопки (поворота реев в горизонтальной плоскости) или для подъёма рея (некоторые из них опускаются, когда парус убран, и это способствует повышению остойчивости судна) - уже не помню. В этот раз все паруса не ставили, так, штуки по три. А вот за неделю до этого "Седов" и "Крузенштерн" встретились в море, поставили все паруса и... ух, как это, наверное, было красиво!

Даже если не собираешься во время аврала подниматься на мачту, всё равно положено выходить на палубу в страховочной обвязке и шапке. А для нашей группы после аврала объявили ещё и подъёмы на мачты, так что всё пригодилось. Накануне мне уже довелось подняться на мачту почти до самого клотика (набалдашник, защищающий макушку мачты). Я поднялась выше всех реев, вышла на скоб-трап уже непосредственно на мачте и, наверное, можно было ещё чуть-чуть подняться, но мне уже не было понятно, за что хвататься, уверенности я не чувствовала, да и банально с непривычки устали руки. Честно скажу, что выше салинга (площадка на высоте примерно 2/3 мачты) мне подниматься было страшно. Спасибо матросу, починявшему что-то на одном из верхних реев, который спокойно говорил, как мне лучше поставить ногу и перехватить руку. От его присутствия на самом деле прибавлялось уверенности. Когда я долезла до своей "вершины", руки у меня уже совсем не хотели держаться за скоб-трап, и я обняла мачту: 
- Вот, хоть мачту обниму, а то внизу они такие широкие - не обхватишь!
- Обнимите, она вас тоже любит! - ответил чудесный матрос.
И вот висишь ты на высоте многоэтажного дома, обняв мачту... И страшно, и гордость переполняет. И ещё хорошо, что есть люди, которые поддерживают на пути к высотам, а не уговаривают остаться внизу.



Теперь же - новый подъём на мачту и преодоление другого страха: выход на бом-брам-рей, это самый верхний который. Сначала мы ждали, разрешит ли нам высоко подниматься старший боцман - ветер и волнение усиливались. Но гонец вернулся с ответом, от которого одновременно и радость появилась, и душа в пятки ушла: "Можете подниматься, куда хотите". На верхние реи мы полезли с Даней, который проходил практику на "Херсонесе" и Вовой, у которого в Казахстане нет моря. Даня сразу умотал на бом-брам-рей - за 18 лет руки-ноги не забыли, как это делается. А мы с Вовой с помощью курсантов-брамселистов (это которые во время авралов работают на верхних реях, самые уверенные на высоте) вышли сначала на рей пониже (уже не помню, какой), и я там уже подумала, что, может, и не нужен мне никакой бом-брам-рей, а то уже как-то стало "Крузенштерн" покачивать, да и ветер всё сильнее становился... Но, наверное, тогда я была бы недовольна собой, потому что медленно, мелкими шажочками, с постоянными указаниями и успокоениями курсантов я всё-таки вышла на середину бом-брам-рея и вцепилась в него как в родного. В это время Даня болтался на ноке рея (на самом краю) и делал миллионы селфи в разных ракурсах: ему ещё нужно было сделать такое же фото, как на мачте "Херсонеса" 18 лет назад. А мне вообще страшно было из кармана телефон достать... Но на минутку я его всё-таки вытащила :) Курсанты в это время совершенно спокойно стояли непосредственно на рее (мы стояли на пертах - специальных тросах, по которым вообще-то и нужно ходить), рассказывали о том, как скользко становится в дождь и чувствовали себя в своей стихии. Господи, как же они помогали! У них практика была всего чуть больше месяца, но я им доверяла не меньше, чем опытным матросам и опытнейшим боцманам. Рядом с ними я знала, что всё будет хорошо.









Спустилась я, страшно довольная собой. Я смогла! Так, для информации, высота мачты - 56 метров. Мне кажется, немало :) Помнится, два года назад, в первый вечер на "Крузенштерне", когда мы ещё не вышли из Турку, я спросила Антона, который уже совершил один переход на барке:
- Ты на мачту поднимался? А как высоко?
- До салинга!
И тогда это казалось таким крутым! В нашем переходе до Клайпеды Антон уже даже во время парусных авралов выходил на реи, а я пока что осваивала марсовую площадку и салинг. И вот теперь для меня салинг - это нечто само собой разумеющееся. Я была выше.

Понесла в кубрик страховочную обвязку, и тут мне кто-то сказал, что народ, между прочим, вовсю на бушприт выходит. Бушприт... Мммм! Это прямо вишенка на торте! По сравнению с мачтами там совсем не страшно, при этом ты оказываешься впереди корпуса судна и как будто паришь над водой, а ещё там есть сетка, на которой можно валяться, смотреть на возвышающиеся мачты или, наоборот, на то, как форштевень разрезает воду и превращает её в пену. Поэтому я взяла обвязку, пошла обратно на палубу и вскоре уже была на бушприте. Правда, долго там пробыть не удалось - время шло к обеду, и Дмитрий, боцман фока, сказал, что пора вернуться на палубу.









Ко мне подошёл Серёга:
- Смотри, какие у меня есть фото и видео! Будешь мне теперь йогурт на завтраке должна!
И показал снятое с соседней мачты видео того, как я выхожу на бом-брам рей. Очень я ему за эти съёмки благодарна! 



Я посмотрела на время: начало 12-го. Ну вот как это?! 11 часов, а я уже успела постоять на вахте, сделать зарядку, позавтракать, поучаствовать в парусном аврале, подняться на мачту, побывать на бушприте... и ещё целый день впереди! Ну а пока что - обед и адмиральский час, когда можно вытянуться на своей койке в кубрике и больше ни о чём не беспокоиться. И просто знать, что я молодец.

Tags: Крузенштерн, большой кусок мира, всё к лучшему, жизнь в пути, морское, я счастлив и нем
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments