svet_w_okoshke (svet_w_okoshke) wrote,
svet_w_okoshke

К вам на краешек земли

Перед новогодним полётом во Владивосток я озадачилась поисками какого-нибудь похода выходного дня или экскурсии по Приморью, чтобы посмотреть, что там ещё есть в Приморье. И ведь есть много всего интересного! Поэтому я довольно быстро начала высокомерно представлять, что пока кто-то доедает оливье, я буду подниматься на гору Фалаза или на гору Пидан, которые входят в число десяти приморских вершин, которые нужно покорить. чтобы получить значок "Приморский барс". Но высокомерие я сбила, честно признавшись себе в том, что не хочу я в морозы ни на какие горы. А потом нашёлся несложный поход в бухту Ежовая и на сопку Сестра, которая является визитной карточкой города Находка. Туда я и записалась:
- Мы в 7 утра выезжаем с "Луговой" и дальше собираем участников по городу.
- Эээ, а для неместных подскажите, пожалуйста, на какой остановке мне ждать, если я буду жить в гостинице "Экватор"?
- Вам ближе всег остановка "Центр" на Светланской улице, рядом с кинотеатром "Уссури".
Ну, Светланскую, одну из главных улиц Владивостока, грех не знать, да и в "Уссури" я два года назад смотрела фильм "Пассажиры"...

Вот так и получилось, что рано утром 3-го января, после бессонной ночи, я на остатках бодрости в очередной раз прошла мимо адмирала Макарова - с которым как-то даже успела подружиться - точнее, памятника ему, и направилась по Светланской улице к остановке "Центр". Там я сразу признала своих: парень и девушка с рюкзаками явно ждали тот же автобус, что и я. Ребята подтвердили мои догадки и отошли. Потом с девушкой мы всё-таки немного пообщались. Я отмечала Новый год в самолёте из Москвы, а они - в поезде из Хабаровска, и у них тоже было как-то слишком тихо, без хороводов и песен.

Микроавтобус (на удивление леворульный) приехал с опозданием в пару минут, мы погрузились в него и поехали дальше собирать людей по остановкам славных городов Владивостока и Артёма. Последний мне показался каким-то вообще бесконечным: мы ехали и ехали, а Артём всё никак не кончался... Сидящие в начале снимали слои одежды один за другим - там было жарко, а меня от стенки автобуса очень морозило, и я начала паниковать, что совсем разболеюсь - я ведь уже начала заболевать. Уже не помню, что сказал или спросил водитель, но помню, что наш гид Илья ответил ему: "Ну, кому-то нравится лежать на диване перед телевизором, а кому-то нужно в горы, в лес..." И обратился к нам: "Правильно?" Ух, я ничего не могу с собой поделать, но мой дух противоречия счёл этот комментарий высокомерным, мол, мы молодцы, на месте не сидим, диваны презираем... А я, между прочим, очень даже люблю полежать на диване в обнимку с книжкой. Хотя высокомерные мыслишки всё равно же проскакивают (см. начало поста). Частенько.

От Владивостока до Находки ехать где-то 3-4 часа, а нам надо было проехать ещё немного подальше. Была какая-то путевая информация, но я её уже не помню - всё-таки утро, бессонная ночь, никакое настроение. Запомнила только, что в Приморье полно пещер. Одна из них находится на склоне хребта Чандалаз и изначально называлась Зимородком, а потом была переименована в Соляник, в честь погибшего первооткрывателя пещеры, спасавшего спелеолога. И ещё запомнила, что во Владивостоке и Находке в своё время были пересыльные пункты ГУЛАГа, через которые прошли тысячи заключённых.

Владивосток и окретсности находятся примерно на Сочинской широте, поэтому зимой там световой день ощутимо длиннее, чем в Москве, рассвет раньше, закат позже. Мы мчались по трассе в Находку, я размораживала небольшие окошки в инее на стекле и вглядывалась в проявляющиеся в предрассветных сумерках бесконечные сопки. Снега не было, и несмотря на иней на окне я не могла отделаться от ощущения раннего летнего рассвета, когда в полной тишине и покое вдруг пробегает лёгкий ветерок. Я жадно всматривалась в новые для меня пейзажи и мечтала оказаться здесь летом. Короткие остановки в Шкотове и Фокине... Ведь раньше мне эти названия много раз попадались, а вот теперь они уже - не просто названия, эти населённые пункты на самом деле существуют, причём в моей жизни. Ну а ещё весь день в голове у меня вертелась реклама из 90-ых: "От Парижа до Находки "Омса" - лучшие колготки!" Или "растянула я колготки"...

В конце концов трасса упёрлась в Т-образный перекрёсток, бОльшая часть Находки осталась справа, а мы ушли налево. По пути мы впервые увидели сопку Сестра, на которую нам предстояло подняться вечером - крутая такая пирамидка - и множество судов на рейде, среди которых мелькнул голубой MAERSK'овский контейнеровоз. Я не удержалась и тут же выяснила в MarineTraffic, что судно зовётся Eleonor Maersk. Не сказать, что мне была необходима информация, но любопытно же!

Мы съехали с дороги на какие-то нещадные просёлки и аккуратно поехали среди сопок. Микроавтобус спустил нас насколько мог, и наконец-то началась пешая часть маршрута. Чувствовала я себя неважно, на мороз себя буквально выпинала, а внутри вся прямо ныла: "И теперь по холоду ходиииить...А тут ещё ветееееер. А у меня нааааасмоооорк... А вдруг я заболею и умрууууу...И еды у меня маааалоооо..." В общем, я не могу сказать, что день я провела прямо радостно и счастливо. Скорее, я честно вместе со всеми проволочила ноги туда, куда было запланировано. Покорно поднималась в горку, покорно собирала дрова для костра, в неплохом темпе шла по ровным участкам. Пряталась от ледяного ветра на бывшем пограничном наблюдательном пункте. Трогала не менее ледяную морскую воду...

Но это не значит, что я была совершенно равнодушна к окружающему. С одной стороны в лучах ослепительного солнца переливалось лазурное море, с другой стороны горизонт очерчивали розово-коричневые, совершенно апрельские сопки - снега-то не было и казалось, что уже весна и он просто растаял. Ах, как же прекрасно там будет настоящей весной. Правда, в одном месте дорога превратилась в лёд, и там нужно было не идти, а буквально проезжать. Очень осторожно.

Когда мы спустились с наблюдательного пункта в бухту Ежовую и гиды стали разводить костёр, я вдруг оживилась и начала с упоением ломать ветки, собранные для костра. Удивилась: я вроде не настолько заядлый костровой в походах. А потом вспомнила, что летом в деревне у нас собирается огромная куча спиленного сухостоя и ненужных кустов, и в конце концов я вооружаюсь сучкорезом и ножовкой и всё это полдня режу-пилю-ломаю, а потом жгу-жгу-жгу. Так что рука набита.

Пока кипятилась вода для чая, мы разбрелись по берегу. Илья спросил, не нужна ли кому запасная хобочка. Мне она как раз была нужна. Вообще, я раньше этого слова не слышала. Это пенка-сидушка, если по-простому - поджопник. Ещё вариант "пендель" попадался, но хобочка? А в нашей группе все так говорили. Интересно, кроме Приморья, где ещё так называют? Я сейчас из интереса даже погуглила. "Хобочка" - 1200 совпадений, "поджопник" - 194 000.

...А бухта действительно хороша. Цвет воды меняется от голубого, как на Ибице, до насыщенного кобальтового, белый песочек, останки морских ежей и ракушки. Справа - большой каменный столб, непонятно как там образовавшийся. В воде - камни, покрытые глазурью изо льда, некоторые похожи просто на леденцы, другие - на столы на ножках, а третьи - на широкополые шляпы.

Когда ветер успокаивался, становилось так тепло, что люди как-то и не хотели жаться к костру, а расселись, кому где удобнее было. Я сидела на брёвнышке и терзалась: море и солнце были с разных сторон, а я непременно хотела созерцать синеву и получать порцию зимнего загара и веснушек одновременно.

Когда с чаем было покончено, а костёр был засыпан, мы двинулись обратно к автобусу, и мои ноги послушно вместе снова затащили меня в горку, даже не останавливаясь в пути. Как же прекрасно было снова оказаться в тепле! Но впереди ждала ещё вторая часть марлезонского балета, а именно подъём на сопку Сестра... Во второй раз выпихивать себя на мороз оказалось ещё сложнее. 318 метров вверх, ну что за наказание! На Азорах я поднималась на вулкан Пику, и там мы за день набрали 1000 метров высоты, а потом их же и сбросили, но там я была хорошо настроена, в хорошей форме, а здесь я невольно вспоминала Сеул, где я попёрлась куда-то в гору в национальном парке Пукхансан, а тело было совершенно без сил. и мне весь путь дался кое-как.

Ну ладно, Сестра так Сестра. Тут всё просто: выходишь на хребет и сначала более-менее полого, а потом уже покруче поднимаешься на вершину. Рядом со мной поднимались женщина с девочкой-подростком. Весь день девочнка держалась молодцом, но на горе ей, как и мне, хотелось бросить всё нахрен и никуда не подниматься. Но мама её буквально затаскивала наверх, уверяя, что ей это по силам. Я ползла и мысленно хвалила Соню, которая всё-таки шла, и её маму, про которую нельзя будет сказать, что она не поддерживала и не верила в своего ребёнка. Молодцы! А ещё я подумала, что всё как обычно: вот шла бы я здесь в тёплое время года, без спешки (нам же до заката надо было успеть), в своём темпе, останавливалась бы, сколько хотела, и мне бы очень понравилось: сопка-то весьма живописная, и виды на Находку, реку Партизанская, бухты открывались очень красивые. Ох, снова я о лете размечталась...

Поднялась я таки на Сестру. Обозрела окрестности. Сняла обзорное видео для своей одногруппницы, которая родилась в Находке и первый год жизни провела там. Мысленно помахала живущему где-то внизу algarphoto. Снова полюбовалась окрестностями. И очень захотела вниз, ибо ветер дул немилосердный, а я заболевающая да пропотевшая... Воображение рисовало мрачные картины того, как я на следующий день помру и не полечу в Москву... Но у нас по плану ещё был глинтвейн и любование закатом на вершине Сестры. Из рюкзака гида появились дрова, из рюкзака другого гида появился плед, который я тут же забрала себе, чтобы хоть как-то утеплиться... Запылал огонь, забулькало винишко в котле... Всё равно, чёрт возьми, холодно!!! Это был один из редких случаев, когда я готова выпить что-нибудь алкогольное - "для сугреву" - поэтому подставила и свой стакан для глинтвейна. И только пригубила: было горячо и невкусно, как и весь алкоголь для меня. Да тут ещё сказали, что кто готов, может начинать спускаться, и я понеслась. Кстати, забыла сказать: девушка из Хабаровска боялась высоты, и подъём на Сестру был для неё не только напряжением мышц, но ещё и преодолением панического страха. На вершину она буквально заползла. И нервно закурила. Вот это сила воли! Ну, и поддержка парня или мужа.

Раз есть Сестра, то есть и Брат. Раньше эти две сопки были одинаковыми, они отлично закрывали долину от ветров с моря, там рос виноград... Но при строительстве Находки у Брата, добывая известняк, срыли макушку, а микроклимат в долине с тех пор испортился. Есть ещё альтернативная версия того, зачем срыли верхушку Брата: якобы там была построенная древними цивилизациями пирамида, и её решили скрыть... Я что-то в это совсем не поверила.

Вниз я просто летела. У меня была цель. Бог с ним, с закатом, мне надо было спуститься до темноты целой и невредимой, а то по этим камням на хребте идти в свете фонарика... Чревато. Поэтому: быстрее дойти вниз, ничего не переломать и окончательно не простудиться. Хотя по пути я всё-таки уловила красивые моменты. Особенно мне понравилась кружевная пена замёрзшего прибоя в сумеречном свете. Всё-таки как прекрасно море! А сзади спускаются Соня с мамой: "Видишь, сколько кораблей? А знаешь, как на них люди хотят на берег?.." Рейд уставлен судами, и хочется, чтобы стихия была по возможности добрее и мягче к тем, кто в море.
"Желанному гостю - почёт и привет,
Пусть он моряков не забудет.
Для них ни покоя, ни отдыха нет -
Так было, так есть и так будет..."
И люди пусть к морю будут бережнее относиться.

...Последние несколько шагов по замёрзшему пляжу. Я иду по берегу Японского моря. Да и всё равно, как оно называется. Оно в любом случае красиво, загадочно и манит куда-то в светлые дали... Пока-пока, моё хорошее!

Когда я сажусь в автобус, я довольна собой: всё-таки не поленилась, поехала, походила, поднялась, полюбовалась! И теперь у меня есть простое человеческое счастье в виде тепла, бутерброда (я за день очень мало ела) и песни Invisible Man всё тех же Queen, под которую мы бодро выезжаем из Находки. А на знакомом уже Т-образном перекрёстке - авария... Надеюсь, пострадали только машины.

...Во Владивостоке я с трудом вышла из автобуса: колени решили мне припомнить мне вообще всё и разболелись нешуточно. Каким чудом я преодолела два подземных перехода - не знаю. Но горячий-горячий душ и вращение коленями под ним сотворили чудо, и на следующий день они меня уже не беспокоили.

Утром я поняла, что мне действительно пора домой. Я была насыщена новыми впечатлениями, не хотела гулять, не хотела куда-то ехать... За три дня я прожила очередную маленькую жизнь и на тот момент чувствовала, что мне достаточно. Небо было подёрнуто лёгкой дымкой, солнце не было таким ослепительным, и мне было как-то особенно уютно завтракать в пекарне рядом с гостиницей (предварительно попрощавшись с адмиралом Макаровым), а потом идти с чемоданом в сторону вокзала. Но у меня было ещё одно дело. Два года назад я прочитала, что во Владивостоке есть чудесная эклерная "Вспышка", где готовят очень вкусные пирожные. Я нежно люблю эклеры, поэтому, оказавшись во Владике в 2017-ом, отправилась на поиски "Вспышки". В 6 вечера все эклеры уже были раскуплены, и табличка на двери приглашала прийти завтра, но я уже улетала. За два года я не перестала любить эклеры. После визита на остров Русский и к "Палладе" с "Надежой" я снова отправилась во "Вспышку". Там лежали последние три кофейных эклера. Я снова ушла ни с чем. И вот теперь, перед самым отъездом, я в третий в эклерную, откуда унесла коробочку с четырьмя нежными пирожными: абрикосовым, смородиновым, клубничным и голубичным. Ведь могу же быть упорной и настойчивой, если захочу! Эти эклеры скрасили мне ожидание в аэропорту и долгий полёт до Москвы.

В Кневичах меня как служебного пассажира отправили регистрироваться к представителю "Аэрофлота". Представитель оказалась такой улыбчивой, доброй и душевной, что у меня прямо настроение поднялось! Уж не поэтому ли вся дымка на небе рассеялась, и солнце снова засияло ослепительно? Так получилось, что я поделилась в инстаграме своими впечатлениями от встречи с этой сотрудницей, мои слова прочитал владивостокский пилот, который был о ней такого же хорошего мнения, поэтому после рейса подошёл к ней и передал мои восторги. Ей было приятно, а я до сих пор с теплом вспоминаю это кневичское аэрофлотовское солнышко.

В ожидании вылета я умяла клубничный эклер и пошла смотреть, как взлетают самолёты. Пассажиры рейса 545 в Гонконг не догадывались, что пока их зелёный самолётик разбегался по полосе и взмывал в небо, где-то за стеклом аэровокзала я пела им песню Боба Дилана:
"Yes, and how many times
Must cannon balls fly
Before they are forever banned?

The answer, my friend
Is blowin' in the wind,
The answer is blowin' in the wind..."

Ну а сама я взлетала снова по We are the Champions, и снова песня идеально легла на конец руления, разбег и отрыв. Мне прямо хотелось, чтобы все пассажиры пели хором, а я ими дирижировала, и мы все были бы в эйфории :) Но после набора высоты на мой блок кресел, где я сидела одна, пересел пассажир, и моё благостное настроение улетучилось. Весь полёт я метала в него косые испепеляющие взгляды... Впрочем, всё равно же отличное путешествие вышло! Где-то в моей памяти оно теперь хранится в числе самых любимых и ярких.

Tags: Владивосток, Находка, большой кусок мира, всё к лучшему, жизнь в пути