svet_w_okoshke (svet_w_okoshke) wrote,
svet_w_okoshke

Галопом по Торрес-дель-Пайне

...Мой следующий чилийский день начался с проливного дождя. Воспоминания о том, как накануне я осталась без завтрака, были ещё слишком свежи, а потому от греха подальше я собралась побыстрее и спустилась вниз. Вы не представляете, как во время треккинга к Торрес я мечтала о чашке чая! Просто о чашке чая, вот, чтобы обхватить её, горячую, и пить этот самый чай! И вот за окошком хостела (а в общей зоне окна чуть ли не от пола до потолка) поливает дождик, а я пью чай. И совсем скоро поеду на экскурсию по национальному парку Торрес-дель-Пайне. Многие проходят там треккинговые маршруты, ну а для ленивых или ограниченных во времени есть экскурсия на автобусе, во время которой можно посетить основные смотровые площадки ("мирадоры" - от испанского mirar - "смотреть"). А я и ленивая (за что себя укоряю), и отпуск у меня очень ограниченный по времени. Когда приезжает автобус, я уже полностью собрана и сижу на диванчике рядом со спящим пёсиком Амором (все ведь знают, что такое "amor" по-испански? :) ). Амора на фото у меня нет, зато есть Мими:

Несколько шагов от двери хостела до двери автобуса - вот и вся моя встреча с дождиком. В автобусе уже много народу, но мы ещё какое-то время колесим по Пуэрто-Наталесу, собирая народ по хостелам и гостиницам. На одной из остановок в автобус вошли мои вчерашние знакомые с треккинга - Нелли, Альберт и Карла. Когда я помахала Нелли, она просияла, и мы чмокнулись в щёчку. А Карла села рядом со мной, потому что мест свободных уже было мало. Вот удивительно всё-таки: есть какие-то малознакомые люди, вы с ними в течение дня мало общаетесь, но когда вы встречаетесь на следующий день, вы уже как родные - ведь вокруг-то все ещё более незнакомые, а вы же целый день вчера по горам ходили! Наш автобус - это мир в миниатюре, я уже не помню всех национальностей, но были немцы, испанка, чилийцы, итальянцы, шотландец, корейцы или китайцы, не помню уже, ну и русская я. На этот раз наш гид - девушка, имени её я почему-то не помню...хотя...кажется, это была Наталия. По пути она нам много чего рассказывает, сначала на испанском, потом на английском, что удобно для меня - повторение - мать учения :) Я даже какие-то заметки сделала, сейчас открыла и удивилась :) Что я сразу запомнила, так это то, что в Патагонии разводят много-много овец и кушают очень много ягнятины, ягняток режут в возрасте 3 месяцев. Мне прям очень запомнилась Наталиины слова: "Вы думаете, что ягнята миленькие? Но это всё фигня! Они очень, очень, очень вкусные! И да, я голодная!" В Патагонии плохо с фруктами и овощами, поэтому мяса и рыбы там едят много. А патагонские ягнята, по словам гида, обладают таким вкусным мясом, потому что кушают травку под названием "койрон". Это фото - из пустыни Атакама, но трава вроде та же самая. Правда, я сейчас пыталась это название погуглить, но ничего не нашла. Так что, может быть, она совсем по-другому называется:

По пути мы проезжаем какие-то домики, и внимание присутствующих чилийцев Наташа обращает на них: там написала какое-то произведение чилийская поэтесса, лауреат Нобелевской премии, Габриэла Мистраль. Я про неё и не знала, зато теперь благодаря Википедии знаю, что в её честь назван кратер на Меркурии :)
Стоило нам отъехать от Пуэрто-Наталеса, как дождь кончился. Да, тяжёлые серые тучи висят, но сухо! И ветра нет вообще. И это в Патагонии. Делаем получасовую остановку в каком-то городке, чтобы туристов (нас) заманить в сувенирный магазин, и чтобы наша голодная Наташа  наконец-то позавтракала. Побродив по магазину, выхожу на улицу, где накрапывает дождик. Стою, задумавшись, и тут со мной по-испански заговаривает интеллигентного вида мужчина в очках. Вроде бы ничего удивительного, только мужик оказался немцем, и не просто немцем, а преподавателем испанского. И он даже меня похвалил! Ну разве это не здорово - я не знаю немецкого, он не знает русского, но мы всё равно общаемся! Товарищи, учите языки! :)
Наконец мы снова грузимся в автобус (кстати, на протяжении экскурсии я часто оставляла в автобусе рюкзак с кошельком и паспортом) и едем в национальный парк. В парке встречаем стадо гуанако, но я их видела накануне, поэтому воспринимаю их уже спокойнее, а ещё нам попался нанду - птиц, похожий на страуса. У них хозяйство ведёт самец - он и гнездо строит, и на яйцах сидит. Тут его плохо видно, но он есть:

Останавливаемся у озера Сармьенто. Из-за того, что нет ветра, поверхность воды похожа на зеркальную гладь. Горы и тучи сине-серые, но какие-то уютные и спокойные, и не нужно никакого ослепительного солнца, хорошо и так...

Если я правильно поняла и записала, в окрестностях этого озера обитает много пум, потому что запах содержащихся здесь соединений кальция маскирует запах самих пум, и те могут спокойно охотиться на гуанако.

И мы с нерпой Влааадиком решили разнообразить пейзаж своим появлением, а испанка, решившая совместить командировку в Чили с отпуском, нам помогла:

...Водопал на реке Пайне, на который мы накануне поленились смотреть после треккинга, когда ужасно хотелось спать и не хотелось вылезать из автобуса даже ради красоты. Хорошо, что мне дали второй шанс! Там правда было очень красиво, и в голове у меня всё вертелась строчка из песни: "Одно меня лишь радует - я это вижу сам!"

Итальянец любезно сфотографировал меня, но он стоял выше меня, а потому я на всех фото получилась какая-то укороченная, поэтому меня с водопадом вы не увидите :)

А за облакми проглядывают наши вчерашние знакомые - Торрес:

Перед въездом в парк Наталия спросила, кто был в парке накануне, ведь по одному билету можно входить два (а может, и больше) дня. Мой билет был со мной, только я не знала, что надо было проштамповать его и вписать имя в специальном окошечке. Платить ещё раз 18000 песо не очень хотелось, но всё обошлось, и я прошла по этому билету, впрочем, его никто и не проверял.
Вот на этом месте остановка не была предусмотрена, но из-за безветренной погоды озеро было таким неподвижным, что мы на секунду остановились, а любезный итальянец открыл окно возле своего сидения, и все желающие сделали фото:

А вот тут мы уже вылезли, и я разрывалась между желанием сделать фото на память и желанием просто прожить момент рядом с этими горами и озёрами. Просто жить...

Ледник стекает с гор:

Горы с чёрными макушками - массив Куэрнос. Cuernos по-испански - "рога". А озеро, если я ничего не путаю, называется Норденскьолд:

Я опять решила разнообразить пейзаж своим появлением:

От каждой проезжавшей машины на дороге поднималась пыль, а когда мы ехали в автобусе, привкус этой пыли ощущался постоянно:

Массив Куэрнос:

Следующая остановка - водопад Сальто-Гранде, тоже на реке Пайне. Красивая, ярко-зелёная вода... Я никогда не видела такого зелёного водопада! От автобуса к водопаду нужно идти несколько минут, и в ветреную погоду, там место опасное, но нам с погодой повезло. А ещё я шла впереди всех и шла быстро, при этом все предыдущие группы уже возвращались назад, и потому мне удалось побыть у водопада, когда там ещё не было всей нашей толпы...

Это снова я для разнообразия :) Всем здрасьте!

Вот тут испанка не очень рассчитала или не очень поняла, чего я от неё хочу. По идее тут рога, которые Куэрнос, должны как бы из головы торчать. Не сложилось :) Вот я исспанке рога поставила, куда надо :)

Человечек с поднятыми руками - это Нелли со вчерашнего треккинга, позирующая не мне:

Для тех, кто не запомнил Куэрнос, публикую их фото ещё раз :)

И ещё раз...

Потом у нас было время обеда - все же запаслись бутербродами и злаковыми батончиками. Хотя нас даже пустили в помещение ресторана при каком-то приюте, можно было и обед заказать, но никто из наших, по-моему, так не делал. Мы поболтали с Нелли, Карлой, Альбертом, немцем-преподом и его женой. Но, если честно, мне было скучно...
А потом случился один из самых счастливых часов в моей жизни! Мы приехали к озеру Грей, к которому стекает одноимённый ледник, находящийся в южной части Патагонского ледяного щита. Ещё на подъезде к озеру можно было увидеть плавающий в озере айсберг, но он казался таким неправдоподобным, что я даже решила, что это просто установили скульптуру, чтобы было сразу ясно, куда ты приехал. Наталия дала нам наставления, сказала куда идти, и отпустила на встречу с прекрасным в своём ритме. Симпатичная тропинка по лесу, висячий мостик, на котором я осознала, что висячие мостики я люблю не меньше болтанки в самолёте, и пройти по нему, не схватившись за перила, мне интересно. И вот...и вот... Дааааа! Широченный галечный пляж на несколько сотен метров, а за ним озеро, в котором плавают они, первые айсберги в моей жизни. Потрясающе голубые. Их совсем не много, но как они мне нравятся! Любезный итальянец фотографирует меня, я фотографирую их с женой...и вот я уже бегу через весь этот пляж, к прекрасным айсбергам, и радость переполняет моё сердце. Мне легко и беззаботно. И здорово, что день такой пасмурный - он ужасно уютный - и в нём есть голубые айсберги!

Тут ветер уже был ого-го, это по моим волосам видно:

Небесная арка:

Мама с этого ракурса углядела в айсберге двух медведей:

Слева - как будто губка или кусочек сыра:

А у берега плавают хрустальные льдинки, напомнившие мне чистый лёд Байкала:

Один из участников нашей группы внимательно разглядывал камешки, тщательно всё снимал, ходил в задумчивости. Может, он геолог? Или гляциолог? Непонятный какой-то. И вот почему я за ним наблюдаю, но как-то с подозрением к нему отношусь?..

Свободного времени нам дали час, и я прошлась вдоль озера к дальним айсбергам, а на обратном пути, как я уже писала в короткой заметке здесь прямо в день экскурсии, я шла вдоль кромки прибоя и пела песню "Айсберг" Аллы нашей Борисовны. И это было так упоительно-офигительно! Правда, я боялась простыть, ведь пронизывающий ветер задувал прямо в горло, но это не помешало мне после пения облизнуть свежевыловленную льдинку :) И при этом чувствовать себя совершенно счастливой!

Вдали слева видно сам ледник Грей:

Дайте волю фантазии! Кому что видится в этих фигурах?

По мне ещё не соскучились? А я снова тут! :)

Ужасно мне не хотелось уходить от озера Грей! Но ведь впереди у меня ещё целый ледник Перито Морено и треккинг по нему - до чего же я счастливая! Когда я дошла до леса, у дорожки стоял тот самый участник нашей группы, к которому я почему-то относилась настороженно. Он тоже никак не мог оторвать глаз от озера, и моя настороженность сменилась симпатией. Разговорились, мужик оказался шотландцем, у которого план путешествия менялись прямо по ходу. В Ушуайе подвернулся антарктический круиз - надо съездить, хотя изначально не собирался. Ох, какие же у всех маршруты интересные!
На подвесном мостике нас ждала пробка - на мост можно было заходить по 6 человек, а народу скопилось много. Да ещё мошкара пристала - единственный раз за всю поездку меня доставали насекомые.

Ну и в завершение экскурсии нас привезли в пещеру Милодон. Она находится уже за пределами парка Торрес-дель-Пайне и совсем близко от Пуэрто-Наталеса. Многие почему-то не пошли в пещеру, сочтя её неинтересной. А мне там очень понравилось. Милодон - это вообще-то древнее вымершее животное, гигантский ленивец, а мне больше понятна идея, что это животное - как "медведь с длинным хвостом". И его останки были найдены в этой пещере. Но меня милодон мало интересовал, а вот в самой пещере мне было так удивительно хорошо и спокойно, вот как будто на своём месте я была. И даже не верится, что когда-то на этом месте плескалось море, которое, собственно, пещеру и сотворило.

Как будто из прошлого возвращаешься в настоящее...

А потом мы очень быстро доехали до Пуэрто-Наталеса, где нас развезли "по домам". Я вышла в центре города и наконец-то устроила себе полноценный и вкусный ужин, и в хостел вернулась совершенно счастливой! Кстати, когда я выходила из автобуса, Наталия сказала: "А русская всю дорогу улыбалась! Признавайся, у тебя там водка за пазухой, и ты её прихлёбываешь?":)))

Tags: Торрес-дель-Пайне, Чили, большой кусок мира, всё к лучшему, жизнь в пути