svet_w_okoshke (svet_w_okoshke) wrote,
svet_w_okoshke

И ещё раз про сельское хозяйство

Я была совершенно уверена, что до весны с сельскохозяйственной темой у себя в ЖЖ закончила, и что в следующий раз напишу уже что-нибудь про Чили. Но не тут-то было! И не сказать, что неожиданно, но занесло меня в прошлые выходные в небольшой посёлок в Пензенской области. Моя универская подруга Маринка (та самая, которая когда-то жила в Чили) уже года полтора обитает там со своим возлюбленным Джемом из Турции, и не просто обитает, а трудится в крупном агрохолдинге. Вот такое неожиданное начало :)
В общем, эти полтора года Маринка звала нас с третьей подружкой Юлькой в гости, а мы говорили, что да, надо бы как-нибудь съездить. А в этот раз не стали так говорить, а просто купили билеты на поезд и поехали.
..."Поезд вышел из Москвы,
    Из Москвы до Махачкалы..."

Самым удобным и бюджетным в пятницу вечером оказался поезд Москва-Махачкала. Ну, и колоритным тоже. Одна бы я на нём не поехала :) Но нас было трое - я, Юля и её молодой человек Серёжа. И почти полный вагон дагестанских мужиков и пара женщин, одна даже в каком-то национальном наряде. Мы ехали с небольшими рюкзачками, поэтому из соседних купе к нам под полки напихали каких-то баулов, а на полке над дверью купе, когда мы пришли, уже лежал какой-то бампер... Ну, мы тихо-мирненько попили чаю из стаканов с правильными железнодорожными подстаканниками (как я по ним скучала!), а вот компания в соеднем купе, а с ними и парень с полки надо мной, засела пить что покрепче. Парень с верхней полки заглянул в наше купе за добавкой, увидел, что я не сплю, подумал и водрузил на стол бутылку белого полусухого и со словами "Девушки, вы тоже вино пейте!" вышел :)
В Рязани соседи слегка расшумелись, а я наблюдала, как к зарешёченному последнему вагону соседнего поезда подкатывают машины Федеральной службы исполнения наказаний. Точнее, сначала я не могла разобрать, что написано на этих машинах, а потом в голове всё состыковалось с решётками в вагоне, и сразу стало не по себе...
Наш неугомонный сосед с верхней полки улёгся спать не так уж и поздно... Но ему стало скучно. Это я поняла сразу, как он улёгся, потому что ко мне свесилась рука с телефоном, на экране которого было набрано сообщение: "Давай познакомимся?" Далее последовали ещё несколько сообщений, а примерно на шестом телефон выскользнул у парня из руки и вдарил мне аккурат по скуле. Было боооольно, а я испугалась, что синяк под глазом теперь будет, и стала усиленно растирать скулу и даже прижалась лицом к холодному стеклу :) Потом я ещё долго не могла уснуть, потому что боялась, что мне на голову упадёт что-нибудь потяжелее, а я ведь ещё так молода :)
В общем, утром выяснилось, что не выспалась не только я, но и Юля с Серёжей, и день нам предстояло провести с закрывающимися глазами. Но, боже мой, какое всё-таки было радостное, умытое и свежее утро! На нашей двухминутной остановке проводница поинтересовалась, на какую сторону нам нужно открыть дверь вагона, и по очереди открыла обе. И вот мы уже гуськом обходим товарняк, стоящий у первой платформы. А когда мы наконец-то его обходим, у малюсенького вокзала я вижу Маринку, прижимающую к груди пингвина :) Этого пингвина я уже видела, и я нарекла его Василием Петровичем, и всё спрашивала, как ему живётся в Пензенской области - ну, он просто очень классный, я его как в руки возьму, выпускать не хочу. Вот и попросила я Маринку встретить нас на вокзале с пингвином, что и было сделано. Ну ладно, я, к моим закидонам привыкли все, кто меня знает, а тут и Марина подыграла, а я была очень-очень тронута :)
Похожи? :)

Так как ночка в поезде выдалась весёлой, уже за завтраком меня стало неуклонно тянуть положить голову прямо в тарелку с омлетом, но добрые люди вокруг категорически не давали мне этого сделать... Эх, прощайте мечты о сне, мы едем на элеватор. Нет, не так. Мы едем на элеватор!!!!! Вот устривают же экскурсии на разные производства и в пожарные части (опять с теплом вспомнила наш с kryjevo поход к пожарным), а тут нам просто так покажут, как устроен элеватор, да не абы какой, а суперсовременный, только в прошлом году построенный, и один из крупнейших в России!

Вот сюда заезжают камазы, гружёные зерном или семечками, и каааак разгружаются :)

А когда семечки перестают сыпаться сами по себе, с помощью подвижной платформы грузовик приподнимается с одной стороны, и остатки семечек всё-таки высыпаются:

Понятное дело, что столько семечек сразу я никогда в жизни не видела! А какой аромат витал в воздухе!
Потом семечки (пишу "семечки", потому что в наш приезд мы видели на элеваторе только семечки, а так там есть и пшеница, и ячмень) по транспортёрам и нориям (вертикальным транспортёрам - я ещё и свой словарный запас расширила :) ) начинают свой путь по элеватору - очищаются от крупного и мелкого сора, пыли, сушатся и направляются в силосы, где и хранятся.
Силосы - это вот такие большущие ёмкости, рассчитанные на 5 тысяч тонн каждая, сделаны в Испании:

Семечки пройдут, а сор - нет:

По лесенкам мы поднялись на высоту 30 метров, откуда открывается отличный вид на всю территорию элеватора и окрестные поля. Лично у меня при виде обработанных полей всегда сердце радуется!

А в это время вагончики готовятся к погрузке зерна, уже скоро они побегут по железной дороге к покупателям. Здесь даже есть свой локомотив и крошечное депо для него!

Забегая вперёд скажу, что на следующий день мы также посетили лабораторию, где проводится анализ качества зерна по различным параметрам - влажности, содержанию клейковины и другим. А можно ещё узнать масличность семян подсолнечника, а чем она выше, тем лучше, ведь можно будет выжать из них больше масла. Или, например, можно заранее узнать, как хорошо будет подниматься тесто из муки, которую сделают вот из этого конкретного зерна. Вот где бы ещё я это всё увидела и узнала?! И я была поражена, как хорошо во всех этих агроделах стала разбираться Марина - самая утончённая из нас троих, которую я раньше вообще в деревне представить не могла (Сис, если ты это читаешь, ещё раз моё тебе уважение!)

После элеватора мы поехали в усадьбу Тарханы, где провёл своё детство в компании обожавшей его бабушки Михаил Юрьевич Лермонтов. Что меня удивило и немножко расстроило, так это то, что на входе на территорию усадьбы (не в дом) меня попросили оставить рюкзак в машине. Рюкзак у меня совсем маленький и меньше некоторых дамских сумочек, но, вот, нельзя и всё! А если бы я пешком пришла, куда бы я его дела?!
Билеты у нас были с экскурсией, и мы присоединились к группе тольяттинских школьников. Я прямо перенеслась лет на 15-20 назад на одну из наших многочисленных школьных экскурсий, да ещё почувствовала себя отпетым двоечником, уж больно снисходительно-покровительственный тон был у нашего экскурсовода. В голове так и вертелась цитата из фильма "О чём говорят мужчины": "Дяденька, а мне сорок лет. Я паспорт могу показать!" :) А тольяттинские мальчишки (больше всего доставалось им) пытались сопротивляться :) Хотя что-то в её словах было... "Мальчики, выньте руки из карманов, в конце концов, рядом с вами девочки!" Ну, а действительно, кто нас подхватит, если мы вдруг споткнёмся и начнём падать? :)
Денёк выдался солнечный и золотистый, хотя накануне было пасмурно, а за несколько дней до нашего приезда вообще шёл снег.

И после экскурсии можно было просто гулять по усадьбе, дурачиться и подставлять лучи осеннему солнышку. Ну, и периодически уворачиваться от свадебных фотосессиий, коих в усадьбе проходило великое множество.

Вот и сам Михаил Юрьич:

Хотя весь день, стоило погрузиться в тёплую машину, нас с Юлей и Серёжей клонило в сон, на этом наши радости не закончились. Ведь мы заглянули ещё и в ангары-зернохранилища, где огромными кучами были насыпаны где-то по 2500 тонн льняного семени и подсолнечных семечек. Это очень впечатляет!
Лён:

Семечки:

И тут Джем со словами "По семечкам ходить проще, чем по льну" взобрался на вершину семечковой горы. За ним с радостными визгами полезли Юля с Мариной. Ну а потом и я стала догонять. Правда, я с самого начал увязла и весь путь к вершине проделала ползком, но таки взобралась. Спускаться было тоже очень весело!

Ещё веселее было потом отряхиваться - вся одежда была в пыли, семечки набились в карманы, обувь и за пояс... Вечером перед сном я ходила по двору и остеревнело размахивала джинсами, чтобы хоть как-то выбить из них пыль :)
Закончился день замечательным дружеским ужином и безмятежным сном в абсолютной, кажется, тишине. А, нет, помню гудки локомотивов вдалеке. Мой сон стерегли нерпа Влааадик и пингвин Василий Петрович, взявший Влааадюшу под опеку:

На следующий день мы ездили в разрушенную усадьбу Прозоровских-Голицыных в Зубрилове, но мне там стало как-то неуютно, не по себе, и опять нахлынули мысли "о тщете всего сущего" - жили когда-то люди в этой огромной усадьбе, балы устраивали, а теперь - только развалины. Так и мы уйдём...

...Мы стоим на платформе и смотрим, как медленно и плавно к вокзалу подходит поезд ("Ура! Мой поезд! Мой локомотив! Он МЕНЯ повезёт! Обожаю поезда!"). Наш визит к Марине подошёл к концу, было очень душевно, очень гостеприимно, очень познавательно, в конце концов! Жалко уезжать, но ведь мы ещё вернёмся! И вот уже Маринка стоит одна на платформе, я ей машу из тёмного купе, а пингвин Василий Петрович в Маринкиных руках прикладывает крыло к клюву и шлёт воздушный поцелуй :)
На обратный поезд уже не было трёх мест в одном купе, поэтому я еду отдельно. Но какие же чудесные у меня попутчики! Мальчик с девочкой лет пянадцати едут на соревнования по танцам (выступают в одной паре уже 8 лет!), а с ними - папа мальчика. Оооочень душевные, ооооочень доброжелательные, и вообще - лучше не придумаешь!
Мы выходим подышать воздухом перед сном на остановке в Тамбове. Ооо, моя нога ступила на тамбовскую землю! Юля вспоминает, как в детстве ездила сюда с папой, и как они всегда покупали на вокзале мороженое. Вот и мы стоим теперь на платформе и уплетаем вафельные стаканчики. Жить хорошо!
...В купе темно, поез стоит на какой-то из своих остановок. Я лежу на верхней полке и смотрю, как по соседнему пути едет другой поезд. В окошках мелькают люди, а я гадаю, что и зачем позвало их в дорогу, и почему в эту тихую ночную секунду они промелькнули перед моими глазами. Обыкновенная ночь в поезде. И, как обычно, немножко изменившаяся я.
Tags: Пензенская область, всё к лучшему, выходные, жизнь в пути, родные просторы