svet_w_okoshke (svet_w_okoshke) wrote,
svet_w_okoshke

Самые высокие. Часть пятая

...Ночью после нашего триумфального подъёма на Кала-Патар с вопросом, нужно ли мне моё одеяло, меня разбудила Юля, не взявшая с собой на трек спальник. Раньше я ей сама отдавала свои одеяла, потому что мне и в спальном мешке было тепло, но здесь, на высоте 5180 м, при минусовой температуре, мне было комфортно именно в спальнике И под одеялом. Но что поделать - Юля надела на себя уже всё что только можно, а спать от холода не может и собирается уже идти спать в столовую вместе с шерпами. Отдаю одеяло.
Утром достаю из спального мешка одежду, в которой накануне штурмовала Кала-Патар,  и которая была мокрой насквозь от пота. Что я могу сказать...Сушка в спальнике не помогла, мокрой одежда и осталась. Брррр.
Заходим в столовую. Здесь такой же колотун, как и в комнатах, и Юля бы здесь ночью не спаслась. Ещё рано, и местные сами только встают, а потому чая и еды ждать ещё долго, а впереди динный и сложный день. После вчерашнего перехода из Лобуче и подъёма на Кала-Патар сегодня нужно успеть сбегать в Базовый лагерь Эвереста на 5360 м, вернуться в Горак Шеп, взять вещи и сбросить примерно километр высоты до 4200 в деревне Фериче. Я снова отказываюсь от еды, и моим завтраком становится подаренный накануне китайцами сникерс и чай.

Выходим по холодку - всё вокруг ещё лежит в тени, и даже не верится, что где-то за горами уже взошло солнце, просто эти заснеженные гиганты прячут его от  нас... Начинаю идти бодро, но очень быстро утомляюсь и отстаю, пыльная тропинка виляет  вправо-влево-вверх-вниз, пока не выходит на моренную гряду, по которой идёт уже более-менее ровно. Однако энергии у меня от этого не прибавляется. Пока иду, всё жду, когда же из-за горы выйдет солнце, и у нас тоже наступит день. И вскоре ослепительный свет наконец заливает всё вокруг. Ну, как сказать, всё, здесь же кроме камней, ледника и нас нет ничего. Серо и безжизненно, и даже солнечный свет, без которого не было бы жизни на Земле, здесь не наполняет пространство, а как-то отражается от него.
Гряда заканчивается, тропинка тянется вдоль осыпного склона, а потом ныряет вправо и вниз, заставляет лезть по камням, и я попадаю в Базовый лагерь Эвереста, точнее, то место, где он обычно располагается. 18 апреля из-за схода лавины чуть выше, на высоте 5800-5900 метров, погибли 16 шерпов, и сезон восхождений практически не состоялся. Наверное, поэтому и в то время, когда мы были в Базовом лагере, мы не увидели знакомых по фотографиям палаток восходителей на вершину... Всё, что мы увидели, были ставшие уже привычными разноцветные флажки и табличка, гласившая: "Базовый лагерь Эвереста, 5360 м, осень 2014".

Мы оказались одними из первых пришедших, и кроме нас там была ещё русскоязычная, если мне память не изменяет, пара. 5360...Это же огромная высота, а чтобы подняться на Эверест, нужно преодолеть ещё 3 с половиной километра, это если двигаться вертикально вверх, а не по ледопаду, скалам, снегу, будучи открытым всем ветрам на высоте, где летают реактивыне самолёты...А Природе даже пальцем шевелить не надо, чтобы навеки сбить спесь с крошечных человечков, стремящихся оказаться на Вершине Мира.

После отдыха и фотографирования выдвигаемся обртано - впереди долгий путь вниз. Я, как обычно, отстаю, перелезая через каменные глыбы, сзади идут Лёша с Настей, которой сегодня стало ещё хуже. Где-то впереди шагает Люда, он уже давно вышла на тропинку вдоль скалы...и вдруг сверху, с осыпного склона, начинают падать камни. Люда уже прошла этот участок и ничего не заметила, а я ещё не успела вылезти на склон и нахожусь на безопасном расстоянии (надеюсь), стою как вкопанная и зачарованно, одновременно паникуя, смотрю на этот небольшой такой, но всё-таки камнепад. Шла бы я чуть впереди, и кто знает...Моя единственная мысль теперь - как можно быстрее пройти участок под осыпью и выйти на моренную гряду. Постоянно вертя головой, дохожу до конца опасного участка, предупреждаю о камнепаде встречных и иду дальше. Идётся мне медленно и тяжело, а в голове вертится мысль о том, что я так вымоталась, что этот день, наверное, просто выпадет из моей памяти (вроде не выпал). Прощальный взгляд на Эверест...Не знаю, увижу ли я его когда-нибудь ещё, но ведь не многие его в своей жизни вообще видели! И хотя Эверест - это гора, на склонах которой погибли больше 200 человек, я почему-то испытываю к нему не только уважение, но и симпатию какую-то, чем-то эта громадина близка мне...

В какой-то момент останавливаюсь, чтобы снять куртку, и оглядываюсь. Насти с Лёшей не видно, очень странно, ведь я иду медленно. и они должны быть где-то неподалёку. Ведь они не попали под очередной камнепад? Оглянувшись через какое-то время, облегчённо вздыхаю - ребята вышли на гряду. Через целую вечность, уже на подходе к Горак Шепу нахожу остальную часть группы, все сидят здесь уже очень давно и спрашивают, давно ли я видела Лёшу с Настей.
То, что ребята идут настолько медленно, означает одно - Настьке стало совсем плохо. Дима отправляет нас в лодж готовиться к выходу, а сам остаётся ждать ребят. Пока Лёша с Настей дошли до Горак Шепа, мы успели уже выпить чаю, а кто-то даже и покушал... Насте дают чудодейственных (наверное) пилюлек, и оставляют под присмотром Лёши, а мы все выходим в сторону Лобуче, самого депрессивного места на треке. Впереди бредёт какая-то мрачная фигура - этому человеку явно плохо, ковыляет он (или она?) еле-еле и как будто неосознанно. Я тоже бреду не особенно весело, но каким-то чудесным образом начало спуска придаёт сил. Нет, это не эйфория от того, что в воздухе становится больше кислорода, просто я очень рада возвращаться, и до чёрного хлебушка осталось всего пять дней :)
До Лобуче дошли по солнышку, с неохотой там пообедали и дальше пошли уже в облаках. Насте очень быстро полегчало, и пока мы обедали, они с Лёшей даже нас обогнали. Перевал с памятниками альпинистам в тумане смотрится совсем по-другому, нежели на ярком солнышке, но мне не страшно, ведь тот кошмарный подъём для меня теперь является спуском, который я быстро-быстро преодолею, только не надо останавливаться! А ещё вверх мы лезли одновременно с толпой народа, а сейчас никого нет, пустынно и туманно, мне уютно.
Внизу, у моста через реку меня и ещё двоих отставших поджидает Лёша. Он начинает что-то напевать и рассказывает, что Настя его упрекнула за то, что мне он песни поёт, когда мы сзади идём, а ей, своей жене, не поёт :) Лёшка, правда, в пути любил затянуть песню, но я про себя чаще всего мучилась, потому что и так помирала, карабкаясь вверх, а тут ещё и песни мозг перегружают. Но мало ли, кому как легче идти в гору, да и я сама постоянно что-то пою, только не на такой высоте. Поэтому всю дорогу я молча слушала песни, но теперь наконец-то пришёл момент признаться в том, что Лёха не угодил нам обеим: Насте - тем, что не пел, а мне - тем, что пел :)
Наконец, вся группа оказалась в сборе, дорога пошла вниз, и жизнь совсем наладилась! Спустившись в долину, мы какое-то время шли в сумерках, а потом и в полной темноте, освещая себе путь налобными фонариками, по болотам, и я с теплом вспоминала ноябрьский экстрим-поход по шатурским болотам, после которого непальские кочки казались сущими пустяками.
Лодж в деревне Фериче показался нам раем на Земле! Просторные комнаты, тёплая пустая столовая, еда вкуснее, чем в других местах...И хоть меня там во второй раз вывернуло, я наконец-то с аппетитом поела жиденький супчик.

На следующий день мы долши до оплота цивилизации - города Намче Базара с его магазинами, почтой и даже кофейней. Причём, если обычно обратная дорога кажется короче, то в этот раз отрезок пути от Тьянгбоче (где монастырь, и мы играли в футбол) до Намче мне показался бесконечным, я и забыла, что после спуска нас ждал крутой подъём, после подъёма дорожку я долгое время вообще не узнавала. Про себя я ругалась, плакала, обижалась, непонятно, на что и кого, но этот участок пути прошла не последняя, почти не останавливаясь для отдыха. А недалеко от лоджа меня встретили Дима и Серёжа, которые за два дня до этого довели меня до вершины Кала-Патара, замечательные инструкторы и люди.

Оставался последний ходовой день, и я ужасно рада была тому, что через сутки мы уже будем в Лукле. Утром я сбила температуру, выпив очередную порцию противопростудного порошка, и почесала вниз. В некоторых местах нужно было идти осторожно, чтобы не скатиться кубарем, ноги скользили по сухой вытоптанной земле и пыли. Двойной висячий мостик преодолён, ещё вниз, ещё мостик, обратно мостик...На каком-то контрольном пункте всех останавливали и выясняли, кто с какой группой идёт, я же чесала, смотря вперёд, так уверенно, что меня не остановили, и о существовании контрольного пункта я узнала уже на выходе из нац.парка Сагарматха. А я-то всё удивлялась, куда исчезли ребята, которые шли впереди.
Правда, потом я подустала, и стала опять идти медленно и никак не могла понять, где же этот Пхакдинг, в котором мы должны были обедать.
Обедали мы в том же лодже, где была наша первая ночёвка, и я не выдержала и у местного мужика (который в прошлый раз сказал, что нам с ним нужно пожениться) всё-таки тактично спросила, не попадались ли ему неделю назад мои носки. Он нежно погладил мою ручку, разулыбался и очень удивился факту исчезновения носков.
Впереди оставался последний переход из Пхакдинга в Луклу, и я была прямо в нетерпении - все горные тяжести позади, скоро дорога домой, которая начнётся с взлёта в пропасть с короткой полосы луклинского аэропорта! Но дорога затянулась, она опять пошла в гору, а я стала еле переставлять ноги. Как обычно, я осталась в конце с верным замыкающим Лёшкой. Казалось, что вот она, Лукла, она же была на этом месте...но посёлок назывался совсем по-другому... Смеркалось, небо заволокли облака, я сидела и отдыхала, а Лёша всё никак не мог сдвинуть меня с места, и тут появился один из наших шерпов, как какой-то ангел во тьме :) И сказал он просто: "Follow me". Когда он сказал, что идти ещё полчаса, я расплакалась. Сил не было никаких. Быстро утерев слёзы - это просто был выход эмоций - я попросила ребят хранить в тайне то, что я плакала :) Всё когда-нибудь заканчивается, и в Луклу мы в конце концов пришли. Господи, я не думала, что это такой огромный город! Просто мегаполис в Гималаях какой-то! Мы шли и шли по улицам, а нашего лоджа всё не было и не было.
Оказалось, что ребята долши до лоджа всего за 10 минут до нас, а мы-то с Лёхой думали, что все уже давно на месте, нас потеряли и шерпа послали за нами на поиски!
Из-за температуры я не смогла насладиться праздничным ужином и душем. С мокрой головой я могла заболеть ещё сильнее, так что пришлось мне терпеть до Катманду, хотя слипшиеся в сосульки тяжёлые волосы уже просто раздражали. Перебрав перед сном рюкзак, подготовив одежду на утро и приняв всевозможные лекарства, я забылась беспокойным сном. И всё-таки я была счастлива - домой!!!
Трек был непростым, но я рада, что я его прошла, я довольна тем, что я смогла преодолеть себя и дойти до конца, и не смотря ни на что, я ставлю своему организму пятёрку. Ведь если бы не температура, кашель, насморк, мои недомогания были бы незначительными для такой высоты - слабость, иногда лёгкая тошнота, головная боль, легко проходившая от одной таблетки...Ещё пару раз было, что я не могла надышаться - вдыхаю, а мне не хватает кислорода. Но после таблеток всё быстро нормализовалось. Да и даже с температурой я всё равно смогла пройти весь маршрут, так что мой организм - умничка!
Главное теперь - не останавливаться на достигнутом, а искать и находить новые пути для саморазвития!

Tags: Непал, большой кусок мира, всё к лучшему, жизнь в пути