svet_w_okoshke (svet_w_okoshke) wrote,
svet_w_okoshke

Самые высокие. Часть вторая

...Утро в Намче Базаре начинается с дикого топота, кажется, что по лоджу ходит стадо слонопотамов - но нет, просто тонкие перекрытия и стены не в силах заглушить сборы туристов, рвущихся к Эвересту (или вниз, подальше от Эвереста :) ) и вставших раньше нас. Впрочем, это тот редкий случай, когда шум, внезапно вырвавший тебя из сна, совершенно не бесит, ведь ложимся спать мы каждый вечер примерно в 9 вечера, будильник стоит на 06:50 - я каждый день высыпаюсь! Это просто удивительное чувство! Вот только как же сложно каждый раз вылезать на холод из тёпленького спальника...

Итак, в треке к Эвересту отсутствует такой элемент походной романтики, как посиделки у костра, да и варить кашу в котелке, а потом его отмывать в ближайшем ручье тоже не приходится. Каждый раз, заселяясь в лодж, мы сразу же бежим в столовую, потому что а) там тепло, б) там кормят. Столовые выглядят примерно одинаково - большие окна, вдоль стен - лавки, на лавках - подушки, перед лавками - до блеска отполированные столы, в середине комнаты - печка. С дровами, по понятным причинам, дела обстоят плохо, я видела, как в печку кладут просто какую-то макулатуру, а ещё печки топят высохшим ячьим помётом. Вечерами вокруг печей сидят портеры, но можно придвинуть стул и погреться самому или изящно закрутить на спинке стула выстиранные носки, чтобы сохли быстрее (кто о чём, а я всё о носках).

Еда вся заказывается по меню, которое от лоджа к лоджу не шибко отличается - каши, омлеты, спагетти, картошка, пицца, рис, момо (местное блюдо вроде вареников), дал бат (местное блюдо из риса с подающимися к нему овощами, чечевицей и чем-то ещё). Блюда есть с мясом, а есть без - вегетарианцы себя обиженными чувствовать не будут. Супы часто бывали причиной разочарований - например, томатный суп больше походит на разведённый в воде кетчуп, в котором не плавает ничего. Были супы с лапшой, но мы никогда не могли угадать, в каком будет обыкновенная лапша, а в каком - лапша из "роллтона". Еду приносят прямо на стол, когда "сотрудники" лоджа, когда портеры - за это их вроде кормят. Хитом завтрака была apple porridge. К концу трека меня от звука этих слов уже просто трясло - и вот, приходит Бинот, наш портер и декламирует: "Эппл пориииидз", а я сижу и мысленно внушаю себе, что бедный мальчик ни в чём не повинен, и вообще, он всю дорогу таскает мой рюкзак. Все заказы, а также пользование душем, вайфаем и розетками записывается в специальную книжку, и при выезде на ресепшене ты просто открываешь страничку со своим именем и оплачиваешь всё, что туда записывал.

Ах да, я забыла рассказать про чай. Чай кружками мы никогда не брали - выгоднее брать термосы. Дима-инструктор предложил брать по термосу на троих, но мы как-то сорганизовались так, что брали по паре больших термосов на группу, при этом вкус чая выбирался голосованием. За эту организованность стоит, наверное, сказать "спасибо" Андрюхе - голосование каждый раз проходило под его руководством без драк и подтасовок :) Кстати, оказалось, что Андрей работает в универе, в котором я училась - так странно было в Пхакдинге под сенью Гималайских гор слушать и выспрашивать про своих преподов, да и вообще, как живёт нынче иняз! (Я уже говорила, что обожаю этот тесный мир?) Так вот, о чае. Его особенностью было то, что в большой термос на несколько литров кипятка везде клали по два (!) пакетика чая. (Эх, а в обычном походе как сыпанут в котелок добрую горсть заварки, да листьев и ягод местных добавят...) Вернувшись в Катманду, я не могла поверить, что у меня на чашку, есть целый пакетик чая, поэтому на ралостях заварила его четыре раза.
Но хватит о бытовухе, ведь вокруг стоят величественные и прекрасные горы! Чтобы получше акклиматизироваться, в Намче Базаре мы остались на две ночи (напомню, высота там 3400 метров). Оттуда мы ходили в радиалку на 3800-3900 метров - на смотровую площадку и в деревню, где в монастыре хранится скальп йети.
В тот день я была в экстазе - ведь покорена новая для меня высота, и горняшка себя не проявляла. Но это не главное - в этот день я впервые увидела Эверест (правда, в тот день я смотрела на Нупце (7861 м) и думала, что это Эверест), Лхоцзе (8516 м) и Ама Даблам (6812 м), который, хоть и "всего-то" шеститысячник, но уж очень хорош собой. Если бы  ещё живот не болел всю дорогу, было бы вообще прекрасно.
Нерпа Влааадик на фоне снежных вершин:

Нупце, Эверест за облачком, Лхоцзе, Ама Даблам и я:

Те же, но без меня:

Ама Дабламчик

Нупце

В Хумджунге мы обедали и смотрели на скальп йети. А я больше всё-таки смотрела на Ама даблам :)

За обедом я почти не ела, потому что живот разболелся, но не выглядывать время от времени в окошко, чтобы полюбоваться видом. Кстати. за соседним столом обедали мои немецкие любители Паустовского.

"Скальп йети":

Тряяпочки в ящиках - это книги. Мальчик-монах в Пхакдинге сказал, что их достают раз в год:

На обратном пути мы попали в облако, и мир вокруг преобразился:

Вечером я забежала в книжный магазин, купила открытки (и карту нац.парка Сагарматха), подписала их и оставила на ресепшене в лодже вместе с деньгамии на марки (подслушала в книжном, что так можно сделать, чтобы не ходить на почту) - катмандинские открытки дошли, а вот их намчинские коллеги так где-то затерялись... Потом затестировала местный душ, после которого почувствовала себя человеком, но долго не могла согреться. Ах да, как же без носков! На память о Намче Базаре помимо новой пары ходовых носков мне остались яркие тёплые вязаные носочки с флисом внутри, в которых уютно было сидеть в столовых, и которые я сейчас частенько надеваю дома.

На следующий день - переход в Тьянгбоче на 3900 с ночёвкой там. Накануне мы поднимались примерно на такую высоту, но на этот раз вниз мы уже не пойдём, не накроет ли горняшка здесь? Первая часть пути просто прелестна - удобная дорожка с минимальными спусками и подъёмами, по гималайским меркам просто ровная (ох, как же я её возненавидела на обратном пути!). О чудо, я иду не последняя и даже болтаю с Настей.

А потом - резкий спуск... и 700 метров набора высоты. Жарко, тяжко, пыльно. Мы с Юлей, подбадриваемые Лёшкой, плетёмся в конце. Нас обгоняют парни-"лоси", они быстро чешут в гору с тяжеленными рюкзаками... Но через некоторое время мы встречаем их сидящими и тяжело дышащими, не знаю, послышалось мне или нет, но один из них сказал: "Oh, this is death". А Лёша обращает наше внимание на детали, которые, скорее всего, свидетельствую о том, что ребята пошли в горы, не подготовившись, и выручает их то, что они сами по себе сильные. Судя по названию снаряжения, покупалось оно прямо в Катманду, треккинговые палки есть, но ребята ими не пользуются, а когда пользовались, не сняли колпачки, которые используются при ходьбе по асфальту; проводника нет; идут быстро, но недолго, повышая нагрузку на сердце...
Но и этот подъём в конце концов кончается, и  вскоре мы уже обедаем в Тьянгбоче, а за окном вяло ползают облака. После обеда идём в буддийский монастырь - там сейчас как раз служба, и можно посмотреть, как она проходит. Собственно, все поднявшиеся в Тьянгбоче в этот день делают то же самое - делать-то всё равно нечего. О, ещё какие-то русские попались! До этого мы их не встречали.
Стражи-драконы и стражи-пёсики:

...В монастыре рядами друг напротив друга сидят монахи и читают мантры, за монахами на полу сидят туристы и наблюдают за происходящим. Те, кто не поместились, стоят у входа. Временами сидящим надоедает, они уходят, а место освобождается. Так и я нашла себе местечко. Я честно пыталась внимать происходящему, но... Вот монахи стали звонить в колокольчики. "Как мелодично!" - успела подумать я, и тут же они начали бить в фанфары,  какой-то бубен и дуть в длинную трубу, не знаю, как она называется. Для меня это всё звучало просто ужасно, а вот Юле, музыканту по образованию, очень понравилось. Мой мозг возмущался: "Вот мальчик-монах надел шапку, похожую на утку и понёс какие-то подношения. А без этой шапки что поменялось бы? А вот это монах зачем во время чтения мантры перебирает в руке непонятную позолоченную штуку? Что бы поменялось, если бы она была другой формы? И фотоаппарат зачем ты у входа положила и теперь постоянно проверяешь, на месте ли он? И вообще, тебе здесь холодно, надо валить!" Что я и сделала. Наши ребята в это время уже играли с местынми в волейбол футбольным мячом.

Пока я бегала в лодж за перчатками, волейбол успел превратиться в футбол. Непальцы в своей стихии, а нашим бегать на 3900 совсем не просто, одышка появляется моментально. Не стоит также забывать. что наше футбольное поле находится в горах, поэтому если мяч уходит в аут, бежать за ним придётся с горки, а потом в горку. Я тоже присоединилась к игре, сначала не очень активно - ну девчонка ведь, а потом как-то случайно даже забила наш третий гол :) И во время игры я чувствовала себя совершенно счастливой: мы на 3900 в Гималаях играем в футбол с непальцами, на наше футбольное поле временами находит облако, и, собственно, жизнь прекрасна, здесь и сейчас.
"Я думала, во время акклиматизации я буду лежать, и меня будет тошнить," - вслух подумала Настя, которая тоже была участником футбольного матча. Когда непальцы забили нам второй гол, и счёт стал 3:2 в нашу пользу, мы решили, что уже достаточно стемнело для того, чтобы закончить игру, а то так и преимущество в счёте потерять можно :)
Моя соседка Юля так впечатлилась службой в монастыре, что наутро пошла к 6 часам на службу опять. А утро было чудесным - умытым, ясным и, как обычно, с чудесным видом из окна:

Tags: Непал, большой кусок мира, всё к лучшему, жизнь в пути, сделай мечту целью!