svet_w_okoshke (svet_w_okoshke) wrote,
svet_w_okoshke
svet_w_okoshke

"Это озеро не просто глубокое, в нём есть...глубина"

...И снова автобус отъезжает от Домодедовской и везёт меня в аэропорт. Ловлю себя на мысли о том, что я рада буду через несколько дней вернуться именно в этот  город. Сколько бы ни ругали Москву, я здесь родилась и выросла, и я её люблю. Настроение праздничное, ведь завтра 8 марта, кругом цветы, улыбки, поздравления, на работе в этом году нас встречали не гусары, как в прошлом, а обычные бортпроводники мужского пола с цветами, но бортпроводники у нас ведь замечательные! Да и природа постаралась -  день был солнечным и тёплым. А у меня впереди - ночной полёт, рассвет на высоте 10 километров, бескрайняя Сибирь, почти-вечно-солнечный Иркутск и безгранично прекрасный и чарующий Байкал. Нерпа Влаааадик вообще в восторге - это же его родина, когда мы в январе ездили в Переславль-Залесский, на Синем камне у Плещеева озера он загадал простое желание - съездить в свои родные края. И вот теперь, два месяца спустя его желание исполняется. Интересно, а моё когда исполнится? :)
На регистрации какой-то мужчина спрашивает женщину, стоящую за мной: "Вы случайно не в Норильск летите?" - "Нет, мы в Иркутск". Ну да, по расписанию наши рейсы вылетают с интервалом в пять минут, а мужчина видимо, что-то хочет передать. А я сразу вспоминаю, как кто-то где-то жаловался: "Почему, когда я спрашиваю "Закурить не найдётся?", мне отвечают: "Нет, я не курю"? Какое мне дело до того, курите вы или нет? Меня интересует только, есть ли у вас закурить!" Так и здесь - мужику явно нет никакого дела до того, куда летит женщина, если она летит не в Норильск, но ведь почему-то всегда хочется дать развёрнутый ответ, пояснить - я и сама бы непременно ответила, что лечу в Иркутск...


Даже длинная очередь на досмотре даёт какое-то ощущение праздничности - все куда-то улетают на праздники. Впрочем, подумать об этом времени нет - начала посадки долго ждать не приходится, я уже давно не приезжаю в аэропорт заранее. И вот уже перронный автобус везёт нас вдоль стройных рядов зелёных кузнечиков-огуречиков, а я гадаю, какой же из них наш? Вот он, наш красавчик VP-BOG, совсем ещё новенький, только в прошлом году пригнали из Тулузы. Что ж, молодой человек, приятно познакомиться и приятно будет на вас сегодня полететь! Наблюдаю, как парень передо мной любовно похлопал самолёт по фюзеляжу, и я аж подумала, что он сейчас ещё самолёт и чмокнет, но нет, это дело, как обычно, осталось для меня.
Рулим на взлёт, салон погрузился в полумрак, а по стене пробегает свет от ламп на мачтах освещения аэродрома - и я уже как будто в поезде, проезжающем ночью небольшую станцию. Один за другим уходят в небо самолёты, вон, наверное, и Норильск уже полетел, скоро и наша очередь... В тот миг, когда самолёт начинает разбег, откуда-то из самого сердца приходят слова: "У меня есть этот праздник, который всегда со мной - любовь к небу". Мы снова на несколько километров ближе к звёздам, мы снова быстрее вращаем земной шар, всё больше и больше удаляясь на восток. И как же здорово лететь туда, куда тебе очень хочется!
"Когда летишь на восход, ужасно хочется спать..." И как там сейчас наши пилоты? Надеюсь, у них был хороший предполётный отдых. А я уютно устраиваюсь на трёх креслах и засыпаю. Просыпаюсь, когда за окном брезжит рассвет, и мы с нерпой Влааадиком немножко смотрим, как "звёзды гаснут на самолётном стынущем крыле". Не знаю, как у Влаааадика, а у меня состояние такое разбитое, что я заваливаюсь спать дальше, сквозь дрёму слушая чьи-то рассуждения на тему "Пипец, как неудобно спать. А как же в Америку летают, туда вообще часов 18-19?" Ну, это он загнул.
Приземляемся в Иркутске - вот на взлёт порулил другой зелёный самолётик, наверняка "семёрки" (рейс 777) в Москву, а вот стоит VQ-BES - здорово, наш BOG и BES будут стоять рядышком :)
Иркутск встречает лёгким морозцем и хорошим человеком, который добровольно вызвался отвезти меня в Листвянку. Мне, правда, не хотелось никого беспокоить, но не могу же я запретить меня встречать, это уже был бы маразм какой-то! Байкальский тракт прекрасен - с горки, в горку, сосны, берёзки, и где-то уже совсем рядом - великое озеро и незамерзающий исток Ангары. Доезжаем до Листвянки быстро и немножко плутаем там в поисках гостевого дома-хостела, в котором я собралась остановиться. Добрый человек уезжает обратно в Иркутск, а сонная я пью горячий чай в пахнущем деревом доме, слушаю рассказы хозяйки Риты и чувствую себя очень счастливой. А когда я доползаю до подушки и одеяла, то счастью моему вообще нет предела. Нет-нет, я не собираюсь проспать весь день, но пара часиков сна сейчас просто необходимы, да, Влаааадик?..
...В Москве сейчас утро, солнышко только-только встаёт, а у нас разгар дня. Москва...4500 километров отсюда...где-то в другом мире...а я в Сибири! И у меня чугунная голова, в висках стучит кровь, в ушах звенит - сказываются смена часовых поясов и бессонная ночь. Срочно на свежий воздух и гулять по байкальскому льду! На обед заглянем в юрту к бурятам - надо же позы покушать и поход повспоминать. И гулять! "На льду - чемпионы Даша и Влаааадик!" Ничего себе ветерок - капюшон сдувает, в уши залетает. Покорно возвращаюсь за шапкой, иначе гулять по льду просто невозможно! И это ведь ещё обычный ветер, а не сарма - самый мощный байкальский ветер, до 40 м/с, который крушит суда. вырывает с корнем деревья и сносит всё на своём пути. Я читала, как сарма застал путешественника на льду Байкала, как сдувало этого путешественника, его сани, его собаку, и выжили они с этой собакой чудом.

Солнце слепит глаза - оно само по себе яркое, да ещё и лёд и белый снег кругом. Фотографии приходится делать вслепую, в итоге они получаются с заваленными горизонтами и с торчащими в совершенно ненужных местах столбами. Но как же здесь прекрасно! Здесь легко радоваться жизни, здесь на душе светло и легко. И можно часами (пока не окоченеешь) изучать причудливые узоры на льду, играть льдинками, перелезать через торосы. Кто-то катается на коньках, кто-то осваивает экстремальное вождение, кто-то мчится по льдам на квадроциклах и хивусах.











Нерпа Влаааадик счастлив, хотя ему приходится быть очень осторожным - такого маленького и лёгкого ветер унесёт мгновенно!

Так проходят несколько часов - когда я окончательно замерзаю на льду, выбираюсь на берег и иду к Лиственичному мысу, где растут, как не трудно догадаться, лиственницы, которые и дали название Листвянке. Такое впечатление, что в Листвянку сегодня приехало пол-Иркутска - на главной улице пробка, вдоль берега припарковано множество машин, в которых нагулявшиеся отдыхающие поедают омуля, в пикниковой зоне на мысу заняты почти все беседки. Ну а я поднимаюсь немного вверх до ворот на территорию Байкальской астрофизической обсерватории, и хоть мне ужасно интересно, дальше идти не решаюсь - написано, что проезда и прохода нет, да и пёсик на цепи уже весь извёлся от лая. Хотя водят же туда экскурсии...














Солнце, укутавшись в шаль из вечерней дымки, клонится к закату, мороз крепчает, я уже не чувствую пальцев. Пора ужинать и спать - завтра предстоит длинный и насыщенный день! Рита советовала зайти в "Подлеморье", туда я и пойду ужинать, тем более, что до дома от него - два шага. Пока жду салат с омулем, наблюдаю, как рядом носятся дети. Мама окликает девочку: "Даша!" О, тёзка моя! Другая мама окликает мальчика: "Владик!" Я не ослышалась? Значит, я тут сижу с нерпой Влаааадиком, а рядом бегает ещё один комплект Даша-Владик?! Надо ли говорить, что в кафе было мало мест, и Даша с Владиком и ещё мальчиком Никитой оказались именно за моим столом? Офигенные, кстати, дети, особенно пацаны! А в уголке притаились три иностранца - на Байкале их всегда много, интересно, эти трое здесь надолго? Всё, еда в меня больше категорически не лезет, пора идти спать.



... Я не могу сказать, что спалось мне спокойно и беззаботно, но я рада проснуться в этом чудесном деревянном доме в 100 метрах от Байкала. Сейчас кроме меня здесь постояльцев нет, и я одна в комнате на двоих, аккуратной и уютной, а Рита уже зовёт завтракать - яичница, сосиска, квашеная капуста, йогурт, булочка, варенье, хлеб, сыр, масло. Правда, с утра в себя еду запихивать мне совсем сложно. Но до чего же хорошо! В голове так и вертится отрывок из стихотворения Ахматовой:
Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна.
Сердце, будь же мудро!

Прощаюсь с гостеприимной Ритой (постой в этом уютном домике мне обошёлся всего в 900 рублей) и выхожу на берег Байкала. Мир ещё не проснулся окончательно - кругом царят тишина и покой, а на том берегу в синеве виднеются горы. Я чуть не опоздала на экскурсию - сначала я пошла к месту встречи в правильном направлении, как мне и объясняла Рита, потом засомневалась, позвонила в турагентство, неправильно поняла объяснения и повернула в обратную сторону, потом опять засомневалась, опять позвонила, опять повернула. Но, слава богу, успела, а то было бы очень обидно. Первая часть группы уже уехала на хивусах (катерах на воздушной подушке) в порт Байкал, но вскоре хивусы возвращаются за нами. Новый для меня вид транспорта несколько минут нёс нас по льду, и вот мы уже высаживаемся в порте Байкал, где чуть в стороне нас поджидает наш Кругобайкальский экспресс.





Сначала нас заводят в местный музей, где рассказывают об истории Кругобайкалки. Меня там больше всего впечатлили куски рельсов разных годов и производства разных фирм и заводов. Вспоминаю, что relax_action собирает кирпичи - так ведь рельсы, оказывается, тоже можно коллекционировать! Только это несколько проблематично.


Грузимся в наш уютный экспресс и наконец-то отъезжаем. Напротив меня садится немец, тот самый, которого я вчера видела в кафе. Они, оказывается, сначала летали в Таиланд, а оттуда перебрались в Сибирь, и, если я правильно его поняла, именно прямой рейс S7 из Бангкока в Иркутск вдохновил его на организацию этого путешествия - получалось посмотреть древности в Таиланде, о которых он давно мечтал, а потом попасть на зимний Байкал. Меня прямо гордость за родную компанию охватывает!
В пути нам рассказывают о Кругобайкалке, Байкале, его обитателях и о многом другом. К сожалению, всё повествование ведётся только на русском - неправильно это для маршрута, где бывает столько иностранцев.

Кругобайкальскую железную дорогу называют "золотой пряжкой стального пояса России". Стальной пояс - это Транссиб, пряжка - потому что Кругобайкалка соединяла части Транссиба с двух сторон Байкала, ну а золотая - потому что строительство её обошлось в немалую сумму - кажется, годовой бюджет России. Правда, окупила себя эта дорога всего за год. А ещё она сыграла важную роль во время Русско-японской войны, и кто знает, был ли бы у нас сейчас Владивосток?.. Построена КБЖД была в рекордно короткие сроки - за 2 года и 3 месяца, рабочее движение по ней началось уже осенью 1904 года, а в октябре 1905-го началось постоянное движение. Тоннели, галереи, мосты, подпорные стенки - и всё это на берегу Байкала!
Мы не спеша едем в сторону Слюдянки, и совершенно невозможно оторваться от созерцания белых просторов замёрзшего Байкала. Солнце и снега ослепляют, но не смотреть в окно просто нельзя. Через некоторое время мы делаем первую остановку, и экскурсовод показывает нам водонапорную башню столетней давности, но потихонечку от башни народ перетекает на лёд Байкала...и все с детской непосредственностью радуются голубизне льдинок и чистоте снега. Потом мы выходим на рельсы, а поезд потихоньку едет за нами, ну а с небольшой платформочки мы уже снова залезаем в тёплые вагоны.





На следующей остановке мы проходим через С-образную галерею, а поезд объезжает её снаружи. Тоннель отличается от галереи тем, что его прокладывали через подступившую близко к берегу гору, а галерею пристраивали снаружи к горе, чтобы защитить поезда от камнепадов. Кстати, склоны в этом районе регулярно обследуются альпинистами на предмет возможных камнепадов.
На строительстве Кургобайкалки 10 процентов рабочих были иностранцами - в основном, это были каменщики, потому что наши крестьяне не умели так обрабатывать камни. Зато они быстро у этих иностранцев учились. Иностранцы, как и нынешние экспаты, денег за работу получали больше, чем россияне.
Толпа туристов неспешно бредёт по галерее, и мне этот вид почему-то напоминает пленных, так что я выпрямляю спину и убыстряю шаг. За галереей нас ждёт мост через речку Шумиха, которая зимой совсем не шумит и итальянская подпорная стенка:


А после того, как мы проезжаем Половинный тоннель (самый длинный - 778 метров, мне легко запомнить. потому что это номер рейса Москва-Иркутск :) ), нас высаживают на самую длинную остановку - 2 часа свободного времени. И сначала вообще не понятно, что с этими двумя часами делать. Я наметила себе впереди по ходу поезда сосну и иду к ней, напевая визборовское

Ну да что до меня, - это мне не дано:
Не дари мне ни осень, ни лето,
Подари мне февраль, три сосны под окном
И закат, задуваемый ветром...


По пути прохожу через самый короткий - 30 метров - Чайкинский тоннель, в котором нужно загадывать желания, что мы с нерпой Влааадиком и делаем. Что он загадал на этот раз - я не знаю :)

Знакомимся с идущим впереди Михаилом - человек тоже специально прилетел в Иркутск, чтобы побывать на Кругобайкалке, причём когда он уже смирился с тем, что ему не хватило места, ему перезвонили из турагентства и предложили всё-таки поехать - к поезду прицепили второй вагон. А ещё Михаил - наш часто летающий пассажир, и у меня появляется второй за день повод порадоваться за родную компанию :) За разговорами доходим до моей сосны - и здесь, у обрыва как-то легко и спокойно, и если бы я была одна, я бы здесь полчасика посидела...и не успела бы нагуляться в очередной раз по байкальскому льду, а он того стоит!

Поэтому возвращаюсь вместе с Михаилом, по пути буквально заставляя его загадать желание в Чайкинском тоннеле. Я догоняю экскурсовода, чтобы уточнить, в правильном ли месте мы загадывали желания, а потом требую заново рассказать стихотворение про "Не привыкайте к небесам", а заодно получаю и другое красивое стихотворение. А потом я просто кружусь на льду и пою песню про Байкал - я совершенно счастлива. И кое-кто ещё - его усатая мордочка выглядывает из моего кармана :) Скалы на берегу покрыты ледяными наплывами, сосульками, сталактитами, сталагмитами и сталагнатами, а лёд у самого берега настолько прозрачный, что мне первый раз становится страшно провалиться.








А если посмотреть в сторону другого берега, то там начинаются поля торосов, настоящее белое безмолвие, как у Высоцкого:

Как давно снятся нам только белые сны,
Все иные оттенки снега замели.
Мы ослепли давно от такой белизны,
Но прозреем от черной полоски земли.




Фотографии опять приходится делать почти вслепую. Благодаря Михаилу у меня есть не только фотки Влааадика, но ещё и меня самой - можно и на льду поваляться и в льдинку-зеркало поглядеться :) (Михаил, если вы всё-таки это читаете, то большущее вам спасибо за хорошую компанию!) А над головой время от времени пролетают самолёты, и я, как заворожённая, слежу за тем, как они чертят свой след. И просто хорошо, что они есть в этом бескрайнем голубом небе.






Уговариваю Влааадика сфоткаться на рельсе. Влаааадик бурчит, что он не Анна Каренина. Тут же просит разрешения сфотографировать Влааадика дядька, сопровождающий группу немцев. Влаааадик вообще очень общительный и легко находит общий язык с людьми: один немец его сфоткал во льдах, в поезде они пожали руки с Петером, который из Бангкока прилетел (причём Петер не знал даже, как меня зовут, а вот с Владькой задружил уже), какой-то бородатый дядька погладил высовывающуюся из моего кармана мордочку и уточнил, не котёнок ли это, а когда узнал, что это - 7-месячный нерпёнок, удивился, что Влааадик так мало вырос. Ну а женщина из нашей группы рассказала, что её дочь собирает нерп в разных видах, но самый любимый у неё - нерпа Салатик, она его тоже везде возит.


...Но 2 часа прошли, и снова колёса стучат на стыках рельсов. Последняя остановка называется Киркирей, здесь 13 сентября 1904 года произошла стыковка двух частей Кругобайкалки, последний костыль вбил министр путей сообщения князь Михаил Иванович Хилков. На фото - тоннели №18 и 18-бис, я сначала и не заметила, а у их порталов разная кладка камня - слева камни уложены рядами - это стиль МПС, а справа - стиль модерн, камешки подбираются по форме  и размеру. К тому времени, как мы приехали в Киркирей, небо заволокло облаками, стало прохладнее.

За Байкалом синеет хребет Хамар-Дабан - по легенде добрый старик Хамар-Дабан, после того как его молодая жена сбежала в гарем к Байкалу, вырвал себе сердце и с тех пор покоится возле своего соперника, а на месте сердца образовалось озеро, которое так и называется - Сердце. Надеюсь туда когда-нибудь попасть!
И снова в моей голове поёт Визбор:

В мешочек сердца положи
Не что-нибудь, а эту жизнь,
Ведь будут тысячи столиц
Перед тобою падать ниц.
И будут тысячи побед,
А снится всё-таки тебе
Одно и то же: сквозь туман
Хрустит хребет Хамар-Дабан.

Мы стоим на обрыве, Байкал на несколько десятков метров ниже, а наша экскурсовод уверяет, что иногда волны достают до того места, где мы стоим. Как же сложно в это поверить!

Дальше мы едем без остановок до самой Слюдянки. Экскурсовод записала для меня столь полюбившийся мне стих про  "Не привыкайте к небесам", а я ей на память оставила свой стих. После чего я чуть не провалилась под сиденье, когда на весь поезд был продекламирован мой бессмертный шедевр. Слава богу, иностранцы не понимают, а русские уже не слушали экскурсию :)

Сгущаются сумерки, мы прощаемся с живописной Кругобайкалкой, поезд проезжает Култук (это мы ведь здесь летом по пути в Саяны омуля кушали!),делает остановку в Слюдянке, откуда уже гораздо быстрее шпарит в Иркутск. От большого количества впечатлений за день у меня, да и не только, накопилась усталость, поэтому три часа в пути до Иркутска проходят в полудрёме.
Ну, здравствуй, иркутский вокзал! Каким здесь всё успело стать привычным, пока летом собирались наши группы в Саяны и на Ольхон! Час уже поздний, и я беру такси до хостела, где у меня, слава богу, заказана отдельная комната. Водитель по пути мне рассказывает про своего гениального 13-летнего внука-пианиста, который уже написал кучу концертов для фортепиано, и ради которого преподаватели Гнесинки специально собирались в воскресенье. Что ж, удачи юному дарованию! В хостеле меня ждёт сюрприз - из-за сбоя у них слетели все бронирования, какие могли, они восстановили, но моё в их число не попало. И комнатка моя занята, поэтому ночевала я в общей комнате, зато совершенно бесплатно! Такое со мной уже случалось в Ереване, ничего страшного. Правда, выспаться не удалось - было очень душно, и две девушки в налобных фонариках ночью собирали рюкзаки - вот честно, уж лучше бы свет включили, чем постоянно светили в глаз ярким фонариком! А ещё я немножко затосковала по походам, глядя на их рюкзаки и треккинговые ботинки...
Утром я постриглась, опять съездила в Листвянку за омулем, сводила нерпу Влааадика на представление в нерпинарий, напоследок ступила на байкальский лёд. Честно хотела отправить открытки kryjevo и pingvinyatko89, но почта была закрыта.

...Я выхожу из автобуса за пару остановок до аэропорта и иду со своими двумя рюкзаками и пакетом с омулем наперевес. Вечернее солнце наполняет моё сердце радостью. Я люблю Иркутск, люблю Байкал, люблю Сибирь. Я не знаю, смогла ли бы я сюда переехать, но когда я сюда приезжаю, я ужасно рада тому, что я здесь. По традиции нужно посидеть на лавочке возле гостиницы "Воздушная гавань", в которой я останавливалась в прошлые разы, и откуда сегодня утром выезжал мой вчерашний знакомый Михаил. Заодно на лавочке и вещи перепаковать можно. А потом на пути к аэропорту посмотреть на окна нашего иркутского офиса, с любовью думая о тех, кто придёт сюда завтра на работу...и широко зашагать к аэровокзалу.
...В залитом солнцем зале ожидания сижу обновлённая я и фотографирую Влаааадика - он все три дня усиленно инстаграмил - всё-таки на родину приехал. Обновлённая - не только из-за новой стрижки...просто и ощущаю себя теперь по-другому. Зовут на посадку, грузят в автобус, подвозят к самолёту... Вижу, как в кабине пилот снял китель и сел на jumpseat - сиденье для дополнительного члена экипажа - сегодня полетим со стажёром. Несколько раз встречаюсь глазами с командиром - думаю, никто из стоящих рядом больше так не пялится на кабину. Пока, Иркутск, я буду скучать!

"Когда летишь на закат, то спать не хочешь совсем..." Весь полёт мы пытаемся догнать заходящее солнце, поэтому вечер у нас сегодня ну очень длинный. И уютный. Я сижу, укрывшись пледом, Влаааадик свернулся в ногах, читаю книжку. Правда, "Джейн Эйр" совсем не подходит к полёту и к моему нынешнему возвышенно-торжественному настроению, что ж, буду дочитывать на земле. Где-то там, западнее Москвы, закатное небо переходит из розового в вишнёвый цвет. Как же хорошо, что мне показывают эту красоту!

Я схожу по трапу и буквально пьянею от московского весеннего воздуха, здесь уже +12, весна вступила в свои права. А весенний воздух, смешанный с запахом аэродрома...И звёзды в небе. И Байкал в сердце.
...Утром я просыпаюсь задолго до будильника, а приехав на работу, первым делом звоню в Иркутск сказать нашим сибирякам "спасибо" за то, что они есть. Только слов всё равно не хватает, чтобы высказать всё, чем переполняется сердце.
Немец Петер сказал про Байкал, что "это озеро не просто глубокое, в нём есть глубина", и прикоснувшись к этой глубине, самому хочется стать глубже и чище.
Tags: Байкал, Иркутск, всё к лучшему, выходные, жизнь в пути
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments