svet_w_okoshke (svet_w_okoshke) wrote,
svet_w_okoshke

А Саяны лечат раны лучше улиц городских! Часть вторая

В нашем походе можно выделить два основных этапа: Чойгановские источники в Тыве и переход от них к подножью пика Топографов и переход из местности Хойто-Гол (тоже с источниками) в Долину Потухших вулканов. Впечатления незабываемые что от первой части, что от второй!

Первая ночёвка у нас была прямо у того места, где дорога, по которой мы целый день тряслись в кузове грузовика, переходит в горную тропу. Здесь мы с Таней и Дашей маленькой, с которыми жили в одной палатке, собственно, эту палатку и научились ставить, ибо была она непривычной констркуции. Зато каким просторным был наш домик - даже когда к нам временно подселяли Сержа, его присутствие не было особо заметным - он закатывался куда-то в щёлочку, а места хватало всем четверым!

Пересыпали крупы, сахар и макароны в пластиковые бутылки, так их удобнее и надёжнее носить. Правда, потом пришли буряты, и выяснилось, что мешок пустых бутылок, которые нам дали - их :)

А вечером у костра мы играли в "контакт" и "крокодил", было, конечно же, весело, и отдельное спасибо Лёхе, который всё-таки угадал, что я показываю слово "аврора" :)))

На следующий день мы часа за 3-4 перешли к Чойгановским (Жойгановским) источникам и оказались в Тыве. Шли мы по очень красивым местам, которые ещё оказались близкими именно моей душе. Если на Алтае было красиво, но для меня как-то тесно, то здесь ощущались простор и солнечность. В общем, Саяны оказались одним из моих уголков планеты. Конечно, я опять пыхтела под рюкзаком, особенно, когда надо было идти в горку. И с горки тоже - коленочки-то задрожали! А у Лены вообще живот разболелся, так ей бурят помог рюкзак нести - причём так легко и непринуждённо, как будто просто погулять вышел. Отдельное спасибо лошадке, которая перенесла до Чойгана наши припасы - нам еду на себе тащить не пришлось.

На Чойган люди приезжают лечиться ото всего подряд. Мы заскочили туда на две ночёвки, а люди ставят домики, обустраивают быт вокруг и живут по 10 дней а то и больше. Там есть две стоянки - бурятская и тувинская. Бурятская - каменная, там даже колышек от палатки не воткнёшь, да и места немного, тувинская - это травка, простор, и источники совсем рядом. Вот только стоять на тувинской могут только тувинцы, ну а мы приютились у бурят. После того самого борща, для которого я замучилась резать свёклу, мы пошли осваивать источники. Есть всякие ванны молодости, есть грязевой для суставов, есть, простите, унитазы - отдельно женский и мужской, на которые для оздоровления надо садиться... И конечно, куча питьевых источников - отдельно чуть ли не для каждого органа - от ангины, от гастрита, от головы, а ещё капательный глазной - ложишься и ждёшь, пока капельки попадут тебе в глаза.
И мы с кружками ходили и отпивали из каждого источника - теперь никакие ангины нам не страшны! Везде на деревьях висят резные дощечки с благодарностями источникам за то, что излечили...или излечат, и фамилиями благодарных пациентов. Купались мы тоже. Правда, я ограничилась только горячими ваннами, до ванн молодости я как-то не дозрела :) Вода из горячих ванн стекает в домик, называемый баней - заходишь, споласкиваешься (можно и помыться, что мы и делали), а потом уже чистый погружаешься в ванны. 42 градуса - красота!

Мы с девчонками осторожно спели сидя в ванне "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались" - ещё бы, место хорошее, компания хорошая! Пели осторожно, потому что буряты и тувинцы с почтением относятся к источникам - здесь нельзя шуметь, пить алкоголь, да и в саму ванну в купальнике заходить не следует. А буйных могут и прогнать. Но нас не прогнали, а позвали играть в волейбол - наши ребята победили все тувинские команды!

А это - какие-то соляные отложения радом с банькой, по ним очень приятно (и вроде тоже полезно) ходить, и водичка по ним бежит тёпленькая:

Пока ребята играли в волейбол, Даша-маленькая и Таня пытались непринуждённо болтать с тувинцами (сложно было понимать их речь) - те впечатлились и уже хотели приехать в Москву и Питер :) Через несколько часов, когда мы уже легли спать, они вернулись, но инструктор Юля не выдала нашу палатку :) А наутро мы собрали вещи и пошли трудным, но очень красивым путём к пику Топографов...