svet_w_okoshke (svet_w_okoshke) wrote,
svet_w_okoshke

Как живётся на вулкане

Я уже рассказывала про острова Флориш и Пику, а про Фаял, который оказался в серединке моего азорского маршрута, ещё ничего не писала. Этот остров принадлежит к Центральной, самой крупной, группе островов Азорского архипелага, и хотя он ненамного больше Флориша, Фаял - куда более оживлённый остров. Здесь живёт уже не 4 тысячи человек, а все 15, здесь гораздо больше туристов и есть такси из аэропорта, здесь в не сезон нет проблем с тем, чтобы найти место, где можно вкусно поесть, здесь есть марина, куда заходят многие яхты, пересекающие Атлантику... Даже театр есть, я туда умудрилась на концерт сходить, но об этом в следующем посте расскажу. Ах да, ещё на Фаяле не так влажно, как на Флорише, а у меня в номере наконец-то был горячий полотенцесушитель, на котором я первым делом с благоговением развесила все выстиранные носочки. И в очередной раз задумалась о том, что порой счастье могут приносить очень простые и несколько неожиданные вещи.

Вообще, Орта, главный город Фаяла, мне очень напомнила Понта Дельгаду на Сан-Мигеле, где мы с Ленко были за год до этого: не хватало только больших океанских красавцев-лайнеров, которым можно было махать платочком, и азорской версии пирожных паштеиш-де-ната. Паштел-де-ната (во множественном числе - паштеиш) - традиционное португальское пирожное в виде корзиночки из слоёного теста с заварным кремом внутри. Википедия пишет, что эти пирожные заняли 15-ое место в рейтинге самых вкусных деликатесов мира. Для меня паштеиш-де-ната - просто традиционные португальские пирожные, которые мне нравятся внешне, но во вкусе которых мне чего-то не хватает. А вот на острове Сан-Мигель мы с Ленко попробовали азорскую версию паштеиш - с маракуйей. Вот на эти пирожные я вообще запала, весь год их вспоминала и очень надеялась отведать их и в эту поездку. До сих пор вспоминаю уютный вечер в Понта Дельгаде: я сижу за столом-подоконником и с 20-го этажа смотрю на сияющий огоньками лайнер "Азура", по оконному стеклу бегут капельки дождя, а мне тепло и уютно, я пью чай с пирожными с маракуйей... Каково же было на это раз моё разочарование, когда в такой цивилизованной Орте их не нашлось! Но если так подумать, то, пожалуй, это было главным разочарованием во всей поездке на Азоры, а всё остальное прошло замечательно, так что, не стоит расстраиваться!

В середине острова Фаял находится большая кальдера - кратер вулкана, разрушенный в результате катастрофического извержения. Диаметр кальдеры - 2 километра, глубина - 400 метров, стены - чуть ли не отвесные, ну а по периметру проложена замечательная тропа для любителей походить вроде меня. Длина тропы - 7 километров и из любой точки видно, сколько ты уже прошёл, и сколько ещё осталось идти - очень удобно. Вот смотрю я на фото этой тропинки и думаю о том, что, если бы я не побродила по краю кальдеры, мне бы очень захотелось там оказаться -  я люблю всякие живописные тропки и новые дороги...

До кальдеры я добиралась на такси за 20 евро в одну сторону - реально на Фаяле гораздо выгоднее взять машину напрокат. Пока мы ехали по извилистой дороге, седовласый и очень спокойный водитель Пауло рассказывал о том, как в июле остров утопает в цветущих гортензиях, куда ни глянешь - везде голубое: "Everything is blue. Blue, blue, blue...everywhere!" Видимо, на Фаяле этих цветов больше, чем на всех остальных Азорах, и даже негласное название Фаяла - Голубой остров. Я из всех цветов голубой люблю больше всех, и гортензии мне очень нравятся, поэтому подумала, что было бы здорово когда-нибудь приехать в эти края в июле, на свой День рождения и раствориться в этой голубой красоте. Но пока что на Азорах была осень, хотя и несколько непривычная для жителя средней полосы России: вроде бы и гортензии почти все отцвели, и с платанов листья опадали и, пожухшие, вертелись на дороге... И при этом вокруг - буйство зелени всех остальных деревьев и изумрудная трава пастбищ.

Когда мы подъехали к кальдере, и я вылезла из машины, на улице было что-то около 10 градусов и дул сильный ветер. "По тропинке иди лучше направо, против часовой стрелки. Как пройдёшь маршрут, звони, и я за тобой приеду!" - попрощался со мной Пауло и умчался обратно в Орту. А я осталась на парковке одна. Точнее, там была ещё одна машина, и к своему удивлению я увидела парня с девушкой, которых уже встречала в восстановленной деревне-гостинице, а потом и в аэропорту на Флорише. Ребята явно не торопились бродить в облаках по холоду вокруг кальдеры и ждали улучшения погоды. Да, кстати, об облаках. Погода внизу, у океана, и на краю кальдеры может сильно отличаться, и можно приехать посмотреть на кальдеру и ничего не увидеть из-за облачности. Вот и когда я туда приехала, ветер гнал над кальдерой прямо мне в лицо туманную хмарь. Но у меня выбора не было - когда я ещё сюда попаду? Да и терять мне тоже нечего было, и я пошла по тропинке направо, как мне посоветовал Пауло. Я шла и напевала песенку "Подари мне солнце" - у меня как-то с её помощью немножко получается улучшать погоду :) Вскоре оказалось, что облака не такие уж густые, что дно кальдеры неплохо просматривается, а на небе стали появляться просветы. Где-то внизу плескался серебристый океан, а вдалеке просматривался остров Пику.

Я заметила, что меня кто-то догоняет, и было подумала, что это те самые парень с девушкой, которых я встречала на Флорише, но это оказались совсем другие люди. У них было буквально полдня на то, чтобы посмотреть Фаял, поэтому все 7 километров вокруг кальдеры они идти не собирались - хотели просто познакомиться с этим местом. Ну а заодно они любезно сделали мне несколько фото, и женщина так лучезарно при этом улыбалась: "И ещё вот так! Да-да, и на телефон сейчас тоже сфотаю, мы же сами такие! You're most welcome!" Почему-то я очень обрадовалась этой мимолётной встрече. Мужчина с женщиной прошли ещё немного по тропе, а потом вернулись к машине, ну а я отправилась дальше. Вся тропинка была моя! На этот раз больших перепадов высот не было, только в одном месте нужно было подниматься, а так - иди себе да иди спокойно. Иногда, правда, тропинка как будто была прорезана через небольшие холмики, и получалось, что у тебя с двух сторон земля. На таких участках я шла осторожно, чтобы не испачкаться, и всё гадала, как там может пройти кто-нибудь пополнее и пошире. А вот на более открытом месте я несмотря на сильный ветер сняла кусочек для своего "танцевального" видео, которое уже здесь показывала.

Так как Фаял - остров маленький, большую часть пути по левому борту я могла наблюдать внутренности кальдеры, а по правому - береговую часть острова. Так почти весь остров и посмотрела. Кальдера - это заповедник, там много эндемиков (видов, которые произрастают/обитают только в этом месте), и чтобы сохранить это видовое разнообразие таким, какое оно есть, за тем, чтобы на дно кальдеры не спускались все желающие, тщательно следят. Стены кальдеры настолько крутые, что сложно поверить, что вниз ведёт полуторакилометровая тропинка. Но она где-то есть. Спускаться можно только с сертифицированным гидом, в день спуститься могут не более 12 человек, и время пребывания в кальдере также ограничено. А вдруг люди на обуви натаскают случайно семян "неправильных" растений, а те возьмут да и вытеснят "местных"? Поэтому всё так строго. Признаться, пока я гуляла по краю кальдеры, мне её дно казалось таким мрачным и неуютным, что даже мысль о возможном спуске на 400 метров не вызывала у меня никакой реакции, кроме "бррррр!" Тем более, сверху дно казалось вполне ровным, а как оно там на самом деле - кто его знает! А вот сейчас я бы уже не отказалась сходить вниз - всё-таки, действительно, кто его знает, как оно там внизу - а то бы знал не только кто, но ещё и я :) Там же свой удивительный мир! И микроклимат особенный, наверное, ведь со всех сторон этот мирок огорожен стеной. А после подъёма на вулкан Пику 400 метров (не в высокогорье) меня больше не смущают. Кто знает, может, когда-нибудь я увижу Фаял, утопающим в гортензиях, а заодно и на дно кальдеры спущусь!

Когда я прошла примерно половину пути и добралась до самого большого подъёма, меня неожиданно догнали ещё двое. Если честно, я не ожидала, что меня здесь кто-то может догнать. Но эти двое не просто шли, они были в спортивной форме и бежали! Мне даже показалось, что девушка - спортсменка, а мужчина - её тренер. В горку они, правда, не побежали, а пошли, но очень-очень быстро, и скоро скрылись из виду. Ходить на пробежку на край кальдеры, где дует сильный ветер - это мощно!

Ко второй половине пути я уже привыкла к ветру, но тут он стал дуть с такой бешеной силой, что я очень удивилась! Я шла и меня реально сдувало с тропинки, я не преувеличиваю! Я делала шаг, а нога приземлялась совсем не там, где я её хотела поставить. Хорошо, что ветер дул со стороны кратера и прижимал меня к гребню, вдоль которого я шла, а не сдувал внутрь кальдеры, а то улетела бы я на дно без гида и без всякого разрешения, нарушив правила заповедника (вот как у ветра получается дуть на меня со стороны кальдеры, в какой бы точке я ни находилась?)... Я записала видео, в котором рассказывала о том, какой мощный ветер дует. Но когда я вернулась в Орту и посмотрела то, что сняла, оказалось, что ветер лучше меня рассказал о своей силе - моих слов не было слышно вообще, только губы неслышно двигались под шум ветра. Идти я стала гораздо медленнее и осторожнее, из рюкзака уже ничего не доставала и уже всё больше ждала, когда же я дойду до конца/начала маршрута. Но при этом радовалась приключению.

Я не была в Перу, но вот эта светлая горка мне чем-то напоминает пейзажи Мачу Пикчу :)

Когда я наконец-то добралась до парковки, я с удивлением обнаружила, что меня догнали ещё двое - похоже, что я в тот день медленнее всех ходила. Зато получила удовольствие от возможности не спешить. Парень с девушкой дали друг другу пять, поздравляя с пройденным кругом, и сели в машину. Действительно, хоть тропинка и была несложной, но после схватки с ветром оставалось какое-то ощущение пройденного испытания, после которого хочется сказать: "Ты молодец!" Я набрала Пауло, сказала, что готова ехать обратно в Орту, и стала ждать этого седовласого принца на белом "мерсе" :) Последний взгляд на кальдеру, очередной взгляд на остров Пику... а вот и Пауло приехал, эффектно развернувшись и подкатив прямо к месту, где я стояла. Греться!!!

Хотела сказать, что раньше мне не доводилось видеть ничего подобного, а потом вспомнила про Долину потухших вулканов в Саянах. Там, правда, были не кальдеры, а просто небольшие потухшие вулканчики и лавовые поля вокруг них. Но сходство есть. Кто-то этих фото не видел, а кто видел, думаю, уже не помнит. Поменьше - вулкан Перетолчина, побольше - вулкан Кропоткина. Судя по странно задравшейся панамке, ветер в тех краях тоже был сильный :) Но не настолько.

По кальдере я бродила часа три, поэтому, отдохнув и отогревшись в гостинице, я снова отправилась наматывать километры. На этот раз ехать никуда не надо было - до пятикилометровой тропинки было несколько минут пешком. В Орте есть две небольшие горы - Монте Кеймадо и Монте Гиа, вот по ним можно отлично походить, а заодно полюбоваться Ортой сверху и посетить очень красивый пляж Порто Пим. А при желании - заглянуть в небольшой океанариум или церквушку. Здесь я подробно писать не буду, просто покажу фото. Скажу только, что несмотря на то, что маршрут такой простой и доступный, он оказался очень живописным.

Две горки - это как раз Монте Гиа и Монте Кеймадо. Обратите внимание на то, как многолюдно на пляже :)

...Но вот те люди, что валяются на песке у кустов - это те самые парень с девушкой, которых я уже дважды встречала на Флорише, а теперь ещё - и на кальдере!!!

На первой горке я не встретила вообще никого! Для меня было необычно увидеть порт и марину с этого ракурса. Так-то они были прямо у меня под окном.

Абсолютно ясного неба осенью на Азорах вы не дождётесь. И всё-таки солнце там выглядывает, в отличие от ноябрьско-декабрьской Москвы.

По-моему, Орта - очень симпатичный городок. И зелень ему к лицу!

Несколько минут назад я там ходила, а теперь высоко сижу, далеко гляжу!

Между берегами на двух следующих фото - перешеек толщиной в пару сотен метров. А какая разная вода! Ласковый котёночек справа (первое фото) и шумный непоседа - слева (второе фото). Между этими океанами - парковка. Пока я стояла на горе, на парковке остановился туристический автобус, из него высыпала группа и побежала на пляж Порто Пим. Минут 10 они побродили по пляжу, а потом неспеша вернулись к автоубсу, загрузились в него и поехали дальше. Я в тот миг почувствовала себя такой свободной и так была рада, что я не с этой группой, а сама по себе.

Вот примерно отсюда я обозревала туристическую группу :)

Сейчас кого-то поболтает на посадке...

В этом домике, кажется, летом работают раздевалки и туалеты. Если я ничего не путаю. Ну а я уже иду по тропинке на второй горе. Здесь я даже встретила человека. Можете не сомневаться в том, что это был бегун. Кстати, эта тропинка отмечена не только как пешеходная, но и как маршрут для трейлраннинга.

А вот это - смотровая площадка "Нептун". Я сначала удивилась, что она так называется. Но потом изучила информационный стенд и очень впечатлилась. В феврале моего родного 1986-го до Фаяла дошло цунами. Волна достала как раз до места, где я стояла и изучала информационный стенд. А фотограф, чьего имени я не запомнила, с другого берега сделал фото всей жизни - фото разбивающейся волны, и на этом фото брызги оказались похожи на голову Нептуна. Так что иногда владыка морей показывает не только свой непростой характер, но и лицо.

Нашла в интернете открытку с тем самым лицом Нептуна. Видите, как будто он затылком лежит на скале?
Пока-пока, солнышко! Увидимся завтра!

Здесь к бабке не ходи - под водой - очередные кальдеры. Кругом одни вулканы! И ведь в любой момент какой-нибудь может проснуться и порушить всю эту безмятежную азорскую красоту. В 1957-ом году один уже просыпался, и результаты его деятельности я увидела на следующий день - впечатляюще!

Пока я ходила по горам, начался отлив, и к моему возвращению на пляж вода успела заметно отойти.

Ну а я последовала примеру воды и тоже покинула пляж Порто Пим и пошла уплетать на ужин вкуснейшего кальмара :)

Tags: Азорские острова, большой кусок мира, всё к лучшему, жизнь в пути