svet_w_okoshke (svet_w_okoshke) wrote,
svet_w_okoshke

Флоришская не-хандра

Про флоришскую хандру я писала непосредственно с Флориша, и тот пост я закончила, выразив надежду на то, что утром настроение моё наладится, и процитировав строчки из одного из моих любимых стихотворений: "Воспрянув духом, выбегу на холм /И всё увижу в самом лучшем свете". Так и получилось: был и холм, и самый лучший свет, и духом я воспряла и даже воспарила.

Напомню, что настроение моё было испорчено тем, что из-за позднего выхода и того, что я пошла не по той тропе, я не дошла, куда хотела, при этом попутно вся перепачкалась и насквозь промочила ботинки. Вообще, я с такой ерундой умею справляться, но в тот день у меня не очень получалось. Из всех Азорских островов (по крайней мере, из четырёх, мною посещённых - точно) на Флорише - самая высокая влажность, и здесь очень сложно что-то высушить. В комнатах даже стоят специальные влагоудалители, иначе будет совсем сыро.

И вот просыпаюсь я на следующее утро, а по всему номеру лежат безуспешно пытающиеся высохнуть вещи: полотенца, мочалка, выстиранные носки, одежда, в которой я ходила накануне... В ботинки я на ночь запихала рулон туалетной бумаги. Вода на полу, которая натекла с меня, когда я забежала из-под ливня, тоже так и не высохла. Лежу я и не испытываю ни малейшего желания разбираться со всей этой сыростью. Поёживаясь, вылезаю из-под одеяла. Только одна вещь может мне сейчас помочь, и это - фен. Бумага за ночь подсушила ботинки совсем чуть-чуть, поэтому фен - в розетку и вперёд. Попутно вспоминаю о том, что непременно хотела написать именно с Флориша Андрею stvolinsky, потому что Азоры - это его мечта, а Флоришем он хотел назвать яхту, да только предыдущее имя яхты оказалось написано очень стойкой краской. Заодно пожаловалась на то, что вынуждена сушить ботинки феном. И в ответ получила простые три слова, после которых всё моё отвращение к сырости как отрезало: "Издержки атлантического климата". Всё. Меня моментально отпустило. Издержки. Ерунда. Небольшая плата за то, что вокруг - буйная зелень, комфортная температура и запах океана. И когда я вернусь в Москву, я буду вспоминать эти минуты с тёплой улыбкой, ведь путешествия - это не только красивые виды, впечатления, новые знакомства, но ещё и вся вот эта бытовуха со смекалкой. (А на следующий день я прилетела на остров Фаял, и у себя в номере обнаружила горячий полотенцесушитель - это был просто экстаз! Я порой удивляюсь, какая фигня способна вызвать у меня бурную радость).

Жила я в симпатичном гостевом домике, а за завтраком можно было вот так смотреть на океан, слушать его, вдыхать его запах. А ещё вдоль этой горы идёт тропинка, по которой я ходила накануне, точнее, самое её начало.

Я уже писала, что когда я возвращалась из треккинга накануне, я смотрела на океан и представляла, что где-то там, далеко-далеко, есть славный город Нью-Йорк. Так вот за завтраком нас было трое: я, португалка Мария и девушка из Нью-Йорка, чьего имени я не знаю, но с которой я не преминула поделиться этими мыслями. Красивые всё-таки бывают совпадения!

С Марией я познакомилась в аэропорту. Такси там не было, о трансфере я не позаботилась, а Мария брала в прокате машину, ехала тоже в Фажа Гранде и заодно подвезла туда и меня. На Азорах всё как-то само собой спокойно улаживается, по крайней мере, у меня. Когда я читала "Вокруг света за 80 дней", мне очень нравился главный герой Филеас Фогг - такой спокойный и невозмутимый, в любой ситуации считавший, что "всё устроится математически". Я-то сама вечно из-за всего переживаю, но вот на Азорах немножко приблизилась к недостижимому идеалу Фогга :)

В тот день я собиралась пойти по очередной треккинговой тропинке к ближайшим озёрам, но в глубине души боялась, что опять попаду в такую же сырость, как накануне. В общем, хорошо не иметь жёстких планов. Потому что озёр я так и не увидела, зато побывала в очень красивом месте, где почувствовала себя совершенно счастливой. Ну а для начала мы с Марией сходили к ближайшему водопаду Poço do Bacalhau (примерно "Тресковый водопад"). Оказывается, в нём можно искупаться, поэтому мы надели купальники, взяли полотенца и пошли - водопад был в нескольких минутах от дома.

- Ой неее, я в воду не полезу, она холодная! Я португалка на 100 процентов, мне необходимы солнце и жара. Но ты-то из России, тебе нормально будет!

Не могу сказать, что я очень холодостойкая, но в чашу водопада я полезла. Там были крупные скользкие камни, заходить было неудобно, но я вдруг почувствовала какое-то единение с природой: я как будто знала, что я не оступлюсь, не навернусь и пройду так, как будто я выросла в этих краях и каждый камушек здесь знаю. Вода оказалась ледяной, но я всё-таки окунулась по шейку и даже подняла брызги. Вот есть несколько мутное доказательство:

Вылезла и даже не захотела кутаться в полотенце, мне было уже не холодно. "Я же из России", чего уж там! Отличное начало дня, а я ещё вставать не хотела!

Утро было ясным и тёплым, что было неожиданно после вчерашнего ливневого дня. Правда с азорской погодой всегда нужно держать ухо востро: полчаса назад было ясно, а вот уже дождик моросит...а вот уже поливает...о, радуга... Но пока что было тепло и ясно, и мне так хотелось верить в то, что день побалует меня хорошей погодой, и так не хотелось переодеваться из платья, ведь в нём было так по-летнему уютно и беззаботно. В общем, я осталась налегке в платье, а в рюкзак положила джинсы, флиску, ветровку, дождевик, полотенце и бутерброды. Всё может пригодиться! И мы с Марией поехали на другую сторону острова. Звучит так, как будто мы поехали куда-то чоень далеко, но напоминаю, площадь Флориша - всего 143 квадратных километра. Мария поехала на сырную фабрику в Санта-Круш, а я вышла по пути и двинулась на юг в сторону городка Лажеш. Мы догворились через несколько часов  списаться и встретиться в Лажеше или по пути к нему, в зависимости от того, докуда я успею дойти.

Дорога до Лажеша - настоящий горный серпантин, что, впрочем, неудивительно, если оглядеться по сторонам и оценить рельеф местности. Я не знаю, почему я решила просто идти по асфальтовой дороге к Лажешу. По пути мне попадались повороты к каким-то смотровым площадкам и к озеру. но мне на захотелось сворачивать, мне хотелось пройти как можно большее расстояние до Лажеша. Наверное, потому что в треккинге накануне у меня не было цели, теперь я ухватилась за появившуюся цель маршрута. Может, это и глупо, но я и сейчас не жалею. За весь отпуск я увидела столько всего красивого, что мне этого хватило, ну и сама дорога в Лажеш тоже была весьма живописной: синий океан, зелёные луга с пасущимися коровами, осенние платаны с коричневыми листьями, бесконечные кусты гортензий (увы, отцветших) и просто буйство зелени незнакомых мне растений, по большей части являющихся азорскими эндемиками.

В начале пути пошёл дождик, но я вовремя заприметила тучу, спрятала рюкзак в чехол и надела дождевик. Заодно узнала, что под платанами очень хорошо прятаться от дождя. Ну а в подарок от тучи я получила радугу:

На Флорише живёт всего 4000 человек, машин там немного, если соблюдать меры предосторожности, то по дороге можно идти вполне безопасно. Где-то можно отойти на обочину, где-то - перешагнуть через отбойник, где-то - сбавить шаг перед крутым поворотом, чтобы не стать сюрпризом для выезжающей машины... Один раз был неприятный момент, когда из-за проезжавшего грузовика я не услышала приближающейся машины с другой стороны, и как раз был глухой поворот. Но урок я извлекла и дальше была осторожнее.

В те часы, когда я шла в Лажеш, я себя чувствовала счастливым беззаботным странником. На мне были удобные сухие ботинки и летнее платье и положа руку на сердце я не могу сказать, что мне нравится, как они между собой сочетаются внешне, но и то и другое прекрасно сочетались со мной и с моим ощущением свободы. Я подставляла лицо солнцу. Я радовалась тому, как ноги пружинят и крепнут от каждого шага. Я проходила через деревню и здоровалась с местными жителями. Я растворялась в синеве океана. Я не могла понять, в каком сезоне я нахожусь. Я ела бутеры, запивая их маракуйевым соком и глядя на зелёное и синее вдали. В какой-то момент я захотела сделать фото, но на телефоне была включена фронтальная камера, и я подумала, что этот автопортрет мне очень даже нравится, нужно его запечатлеть. Вот такой солнечной мне и запомнилась та дорога:

...До Лажеша я так и не дошла, пройдя километров 10, я оказалась в деревне Ломба, где получила сообщение от Марии - она уже подъезжала. А ещё она нашла какой-то очень классный двухчасовой треккинг. Если честно, я этот маршрут видела на сайте со всеми треккинговыми тропами Азор, но не обратила на него внимания: во-первых, он лежал в стороне от Фажа Гранде, во-вторых, он был слишком коротким, а мне зачем-то хотелось больше, больше километров - как показала практика, зря. В общем, в очередной раз я убедилась, что всё делается к лучшему. Заказала бы я транспорт из аэропорта до Фажа Гранде, я бы не понервничала пару минут в аэропорту, но зато и с Марией бы не познакомилась и не попала бы очень красивое место. И вполне возможно, что без меня Мариин маршрут в тот день тоже как-то по-другому сложился, и она бы тоже не увидела это красивое место.

(А это - порт в Лажеше. Без всяких заборов. Можно было хоть в контейнер запрыгнуть. Я всё удивляюсь: Флориш находится на таких задворках Европы, туда, кажется, и самолёты не каждый день летают, морского транспорта там, как видите, тоже немного. Как туда вообще попадают все необходимые вещи?!)

...Тропа начиналась рядом с Лажешем, и на парковочном пятачке не было ни одной машины. Только мы с Марией приехали. Сейчас я пытаюсь описать тропинку и то, что открылось перед нашими глазами практически сразу, и не могу! Тропа называлась "Faja de Lopo Vaz". Если я правильно поняла из объяснений Марии, faja - это относительно ровное место перед утёсом, где можно жить, обустраивать поля и пастбища. В общем, на южной оконечности Флориша есть вот такая фажа, с трёх сторон окружённая изумрудными горами, а с четвёртой переходящая в пляж. И этот пляж был моим шансом окунуться в Атлантику! правда, в начале меня несколько напрягло то, что надо сбросить пару сотен метров высоты - это же после купания обратно лезть надо будет. Но по факту я не могу вспомнить, чтобы обратная дорога далась мне тяжело - с душевным подъёмом вообще всё делается гораздо легче. А какой живописной была сама тропинка! То каменистая, то с аккуратными ступеньками, то с изгибающимися перилами, то поросшая травой, то ныряющая в какие-то камыши. И открывающийся вид на пляж... Я шла, и у меня в голове всё вертелось: "Открыточный вид!". На фото это так не чувствуется, но там, наяву, ощущения были непередаваемые! У меня даже есть маленькое видео, где я всё вокруг называю чудесным.

А потом был океанский пляж с чёрным вулканическим песком, галькой и булыжниками. И волны. И солёная водяная пыль в воздухе. По всей фаже были разбросаны несколько закрытых домиков, кроме нас явно больше никого не было, Мария ушла куда-то за скалу... И я поняла, что смогу осуществить свою затею - искупаться без купальника. В океане. Где-то на краю света. В потрясающе красивом месте. Мне было немножко боязно, потому что я не знала дна, не знала, как здесь обстоят дела с приливами и отливами, вообще ничего не знала. Да ещё Мария с утра медузами запугала. Но на карте это место было обозначено как пляж, а значит, было пригодно для купания. И дождавшись волны послабее, я зашла в воду. свобода и единение с природой, какое-то возвращение к первозданности. Как в себя вместить вот это вот всё?! Я. Лежу звёздочкой. На океанских волнах. Без купальника. Смотрю в голубое небо. In the middle of nowhere. При этом я держу ухо востро: океан, он ведь сильный и непредсказуемый, а я всего лишь маленький человечек, нельзя мне с океаном заигрываться. Но он меня не обидит.
Когда я выходила на берег, у меня в голове вертелись ассоциации с Афродитой, выходящей из пены морской. Ну а чего скромничать? И я вслух скахала: "Я Афродиииитаааа!"

Потом вернулась и тоже полезла в воду Мария, а океан уволок у меня шлёпок. "Символично будет отдать Атлантике шлёпок. купленный в Петропавловске-Камчатском, практически на берегу Тихого океана..." Я не успела расстроиться, как со следующей волной океан вернул в полосу прибоя мой тапок, а я успела его заметить, добежать до него и поймать. Вот такой он шалун, этот океан - поиграл и отдал!

Не могу сказать, что мы с Марией прям очень подружились, но у нас оказался очень похожий уровень восторженности. Каждую минуту кто-нибудь из нас говорил что-нибудь вроде: "Oh, look at this!"/"That's incredible!"/"This is awesome!" Или мне достаточно было просто сказать: "Птичка!", не добавляя при этом никаких восторженных эпитетов и вообще больше ничего не добавляя, и в ответ я получала: "I know".

"Господи, у меня уже 100500 фоток, но я не могу остановиться, это так прекрасно! Всё, пойдём отсюда, а то можно здесь оставаться бесконечно, а солнце садится!" А ещё Мария - учитель биологии, геологии и чего-то там ещё. И что меня совсем сразило - они нигде и никогда не бросала окурки. Она их собирала в маленькую тубу, а потом вытряхивала её содержимое в мусор.

Мы пошли назад, и Мария показала мне на кусты с красными ягодами: "Помнишь, утром ты ела фруктовый салат?В нём были вот эти ягоды". А я утром думала, что же это с такими неудобными косточками. Но Мария объяснила, что косточки съедобны, и я прямо вошла во вкус. С куста (да в таком месте!) гораздо вкуснее, чем в салате. В Москве уже погуглиа название - это была гуава земляничная. На меня нахлынула новая волна радости: я на Азорах в закатную пору иду вся такая накупавшаяся в океане, обрываю спелые новые для меня ягоды...и знаю, что впереди ещё столько всего хорошего!

Солнце садилось, и мы постоянно останавливались и обрачивались, чтобы сделать тысячное фото этой красоты в золотом, оранжевом, розовом, фиолетовом...поэтому у меня не осталовь воспоминаний о трудном подъёме - он был слишком красив!

К машине мы поднялись засветло. Надеюсь, ситроенчик, не скучал тут в одиночестве.

Ещё долго мы смотрели на закатные сумерки, а я в который уже раз думала, что я, должно быть, очень хорошо себя вела, раз мне эксклюзивно дарят всю эту красоту. Стало прохладнее, я укуталась в куртку, но от заката оторваться не могла. Мария пошла исследовать небольшой садик, который был оборудован для пикников и барбекю и потом посоветовала мне тоже сходить посмотреть. А я зашла в темноту деревьев, и меня тут же потянуло обратно, к свету в западной стороне горизонта.

"День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив.
Всё во мне!"

Tags: Азорские острова, Португалия, большой кусок мира, всё к лучшему, я счастлив и нем