svet_w_okoshke (svet_w_okoshke) wrote,
svet_w_okoshke

Совсем не про "Крузенштерн"

Кусочек своего сердца я оставила на Байкале, впервые ступив на его лёд в марте 2013-го года, и с тех пор, хоть на денёчек, но время от времени возвращалась к этому прекрасному озеру. А сейчас получилось, что я уже целых полтора года не была на Байкале… Что ж, 1 сентября – День знаний, только я отправляюсь не в школу (слава богу!), а рейсом 772 вылетаю в Иркутск, чтобы изучать географию не по учебникам, а собственными ногами.

В 17 часов, когда заканчивается рабочий день, я надеваю на плечи рюкзак и бодро шагаю в аэровокзал, где на 109-ой стойке привычно получаю посадочный талон. В 17:30 я уже сижу у выхода на посадку, жмурюсь от солнца и думаю о том, что жизнь – прекрасная штука. «Вниманию пассажиров авиакомпании S7 Airlines. Выход на посадку изменён…» И я знаю, что это нам, пассажирам рейса 772, надо будет переместиться к выходу 37, ведь белый Танго Новембер, А319 в цветах альянса oneworld, стоит именно там. Ну, а то, что рейс будет выполнять этот борт, я подглядела заранее. Так и оказалось, и вскоре я уже лечу в белом самолёте навстречу чёрной ночи.

Мой сосед по самолётному креслу летит во Владивосток с пересадкой в Иркутске и сетует, что стыковка получается такая долгая – на весь день. Господи, да это же такая прекрасная возможность увидеть Байкал, тем более, если ты ни разу там не был! Поспал немного в гостинице – и вперёд! Не знаю, насколько моя речь вдохновила самолётного соседа, но он задумался. Я прямо вдохновителем кааким-то становлюсь: из Калининграда летела по соседству с драматургом и успела его заразить "вирусом Крузенштерна" так, что драматург готов был туда отправиться хоть завтра.

Обычно приветливый и солнечный Иркутск встречает меня мелким дождиком, но я совершенно не расстраиваюсь, ведь я изначально не рассчитывала на хорошую погоду, и у меня в рюкзаке лежит ветровка и дождевик. Хм, почему-то уже на трапе мне мерещится запах копчёного омуля. Ладно, всё потом, а пока что я собираюсь немного поспать перед тем, как ехать на Байкал, чтобы не чувствовать себя совсем разбитой: через дорогу от аэровокзала есть две гостиницы и хостел, так что с местом для сна проблем нет. В хостеле мне за смешные деньги выдают отдельный двухместный номер со своей ванной. Выглядываю в окошко, а ровно напротив - окна нашего иркутского офиса, куда я бы с удовольствием забежала, если бы был будний день.

Через три часа будильник грубо выдёргивает меня из уютного сна. Сердце бешено колотится, голова тяжёлая - и я в таком состоянии собираюсь пройти 20 с лишним километров по Большой байкальской тропе? Стоп. Я планировала пройти пешком от Листвянки до Больших Котов, а на следующий день вернуться в Иркутск на теплоходе, но отказалась от этой затеи, потому что теплоход приходит в Иркутск за пять минут до вылета самолёта в Москву. Поэтому я решила идти пешком в обе стороны. Но почему мне в Москве не пришло в голову до Больших Котов добраться по воде, а обратно в Листвянку прийти пешком? Это будет гуманно по отношению к невыспавшемуся организму. А я неплохо соображаю спросонок! Срочно лезу на сайт Восточно-Сибирского речного пароходства и - ура - билеты на "Восход" есть! Теперь можно и ещё часочек поваляться под одеялком...

Перед отъездом в Большие Коты мне надо ещё оплатить 100 рублей сбора за посещение Прибайкальского национального парка, только – вот незадача – оказалось, что сделать это можно только в будние дни. Придётся мне идти по Большой байкальской тропе без разрешения. (Забегая вперёд скажу, что это разрешение никто у меня не спрашивал, но я для себя решила, что вернувшись в Москву, сделаю пожертвование для волонтёров Большой байкальской тропы).

В 12:30 теплоход на подводных крыльях отправляется от причала «Ракета» где-то на окраине Иркутска и на большой скорости мчится по Ангаре в Листвянку и Большие Коты. Небо серое, над водой клубится туман, тучи отдыхают на склонах сопок – как же непривычно здесь без солнца… но всё равно очень красиво. Нет, у погоды нет ни малейшего шанса испортить мне настроение! Через полтора часа мы прибываем в Большие Коты, а на причале нас уже встречает Лариса, хозяйка гостевого дома "Уютный Чешир", в котором буду жить я и ещё несколько человек, приплывших в Коты на теплоходе. Лариса настолько гостеприимна, что уже с первых минут я чувствую себя в этом удалённом уголке уютно и комфортно.

Большие Коты – небольшой посёлок, где живёт порядка ста человек, куда не проложено автомобильных дорог, где есть только небольшой магазинчик, библиотека да фельдшерский пункт. Но отсутствие некоторых привычных удобств с лихвой компенсируется богатой байкальской природой. Можно пойти в сторону от Байкала, там есть несколько маленьких искусственных озёр, оставшихся с тех времён, когда здесь мыли золото, говорят, осенью там очень красиво. Но я не могу заставить себя пойти куда-то ОТ Байкала, мне нужно К Байкалу.

От Листвянки в Большие Коты и далее в Большое Голоустное ведёт отличная туристическая Большая байкальская тропа. Дойти до Листвянки – в моих планах на завтра, а сейчас можно немного пройтись по тропе в другую сторону, к утёсу Скрипер, благо погода улучшилась и засияло солнце. Тропинка то идёт по скалистому склону, то выводит на зелёную полянку, то спускается на пляж, а я иду, и мне всё время хочется повторять: «Неужели вся эта красота – мне?! Вот этот туман, стелящийся над водой, вот это солнце, пробивающее туман, все эти травки и цветочки, ароматные сосны, горы... И сам Байкал, конечно». Запахи хвои, осеннего леса, летнего лугового разнотравья, воды сменяют друг друга, и я не могу не думать о том, что граница между летом и осенью очень неуловима, и мне повезло застать её здесь, на Байкале.

Нужно внимательно смотреть под ноги. Вот здесь, например, ясно даётся понять, что хода по тропинке нет. А я этого не заметила и дошла до очень опасного места, откуда пришлось возвращаться.

Мне навстречу идут двое мужчин, и я их сразу узнаю - это два Саши, мы вместе плыли в Большие Коты на теплоходе. Старший очень болтлив, рассказывает какие-то байки, и вообще у меня складывается ощущение, что товарищи уже успели принять, но почему-то они совершенно меня не напрягают, и матерные слова очень колоритно и естественно вплетаются в речь старшего Саши. Место здесь доброе, и нельзя здесь не быть добрым. "Дашутка, ты самая улыбчивая и приветливая, удачи тебе! Может, завтра на тропе встретимся, мы тоже в Листвянку пешком пойдём!"

Кто ездит на Байкал со своей нерпой - тот я :)

В конце пути начинается довольно затяжной подъём, на котором становится ужасно жарко. И зачем я везла сюда тёплую куртку?.. Офлайн-карты в телефоне заводят меня ещё дальше в лес, куда-то к осыпному подъёму, на который я не рискую лезть. Я присаживаюсь на поваленное дерево, вытряхиваю камешки из ботинок, делаю фото и чувствую себя сильной, смелой, и вообще великим первопроходцем, несмотря на то что тропу ежегодно посещают множество туристов. Но где они сейчас? Я в этом лесу в данный момент сижу совершенно одна!

Когда я поднимаюсь на утёс, откуда открывается прекрасный вид на Байкал, я встречаю Ирину и Сергея, которые остановились в том же гостевом доме, что и я. Они поят меня чаем из термоса, а потом мы устраиваем фотосессию. Мы кричим и машем людям со стоящего на якоре где-то далеко внизу пароходика, а в ответ слышим сначала такие же приветствия, а потом снизу доносятся неприличные частушки и обращение "тёлочки". Хорошо, что мы втроём относимся к этому легко и не  заморачиваемся! Солнце клонится к закату, и мы отправляемся обратно в Большие Коты, где нас к ужину ждёт копчёный хариус, но постоянно останавливаемся на фотопаузы.

В итоге к посёлку подходим уже в лунном свете, и хотя тропинки на склонах – не самое безопасное место для ходьбы в темноте, если соблюдать осторожность, от такой прогулки можно получить удовольствие. Главное – на ходу не слишком засматриваться на лунную дорожку, сверкающую на водной глади озера! А «дома» в Больших Котах нас ждут копчёная рыба, пирожки с жимолостью, блинчики с малиной и радушие хозяев. Ко мне почему-то изначально относятся особенно тепло. Вот и сейчас вода в душе не нагрелась, и Игорь с Ларисой потихоньку от остальных пускают меня помыться у себя дома: "Правда, септик почти полный, и до зимы его не почистить, воду стараемся экономно лить. Но ты же девочка, чего ты на улице будешь мёрзнуть?" Как удачно я два дня назад постриглась - теперь мне нужно гораздо меньше воды, для того чтобы помыть голову! А как я ценю такое доброе отношение - словами не передать!

Хмурым утром я встаю одной из первых, быстро собираю рюкзак, завтракаю, душевно прощаюсь с Ларисой и Игорем (так приятно приезжать Дарьей, а на следующий день уезжать уже Дашенькой) и отправляюсь в путь. Мне предстоит пройти по Большой байкальской тропе то ли 22, то ли 24 километра до Листвянки, из Листвянки доехать до Иркутска и вечерней лошадью улететь в Москву. Я больше двух лет хотела пройти по этому маршруту самостоятельно, но было немного страшно идти одной – а вдруг медведи, а вдруг выдохнусь быстро, а вдруг что непредвиденное случится?.. Настал тот момент, когда не идти уже просто было невозможно, и я пошла.

Я выхожу из Больших Котов и думаю о первом впечатлении. Говорят, что оно очень важно, и что его трудно потом исправить. Но лично у меня всё по-другому происходит. Вот тот же Байкал вчера с утра каким хмурым был, а как после обеда стало шикарно! Так и с людьми: я могу поначалу очень настороженно отнестись к новому человеку или сделать какие-то не очень льстящие ему выводы, а потом окажется, что человек совсем не такой - так я же это первое впечатление и не вспомню уже. И это прекрасно!

Снова тропинка, снова лес сменяется прижимами и галечными пляжами, снова запахи лета смешиваются с запахами осени, а зелёные берёзки и лиственницы контрастируют с жёлтыми папоротниками и красными листочками иван-чая. Мне идётся на удивление легко, я держу хороший темп, и кажется, что всё идёт мне на пользу – физическая нагрузка, свежий воздух, целебные запахи, красивые пейзажи, байкальская вода, которой я утоляю жажду. Такое удивительно прекрасное время наедине с собой: можно наблюдать за своими ощущениями, прислушиваться к своему телу и с радостью отмечать, что всё хорошо, всё нравится. Чтобы "не села батарейка", устраиваю перерыв на перекус на пляже. Мимо очень близко от берега проходит моторка, откуда мне энергично машут вчерашние два Саши, которые вообще-то собирались идти в Листвянку пешком.

На другом пляже я завожу будильник и полчаса просто валяюсь, подложив рюкзак под голову и укрывшись курткой, а Байкал в это время нашёптывает мне свои сказки. Когда ещё будет такая возможность поваляться наа берегу Байкала? Я наслаждаюсь покоем и уединением, но при этом не чувствую себя оторванной от людей: по озеру снуют моторки ,а где-то позади меня по тропе идут ещё несколько человек из нашего гостевого дома. О, вот двое меня нагнали, пока я валялась на пляже, какое-то время мы идём на небольшом расстоянии друг от друга, но потом ребята устраиваются на полноценный обед, а я, быстро перекусив, иду дальше – самолёт ждать не будет.

В одном месте у тропинки стоит памятник погибшему в 1962 году парню. Ему тогда было 24 года. А мне уже повезло прожить на 7 лет дольше и дожить минимум до 31-го, и я надеюсь, что другие числа в моей жизни тоже будут. И всё это кокетство про вечные 18 - ну его нафиг.

На середине пути начинают попадаться встречные, но их совсем немного, человек 15. В конце концов тропинка выводит на берег Байкала в устье речки Емельяниха, а потом резко отворачивает в одноимённую падь. Этот участок пути кажется мне несколько нудным: Байкала не видно, под ногами грязь после дождя, а вокруг – обычный осенний лес. Есть тропинка, которая продолжает идти по берегу озера, но говорят, что она опасная, и недавно с неё кто-то сорвался. Поэтому настоятельно рекомендуется придерживаться лесной тропы. Здесь я уже начинаю чувствовать усталость, которая усиливается от «предвкушения» затяжного подъёма: нужно подняться на перевал, откуда тропа ведёт уже напрямую в Листвянку. Настроение поднимает милый бурундук, неожиданно выскочивший на тропинку.

Как ни странно подъём зигзагами оказался для меня хоть тяжёлым, но и приятным: было здорово оставить позади сырую низину и выбираться наверх и надеяться вскоре снова увидеть Байкал. Приятно идти в своём темпе, когда никто не бежит далеко впереди, и замыкающий не дышит в спину. Для привала не нужно искать подходящее место, всё равно вокруг никого. Останавливаюсь прямо на тропе, распахиваю руки в объятиях всему миру, а потом ем шоколадный батончик, запивая его байкальской водой. И я счастлива каким-то совершенно просытм счастьем. Чуть позже притормаживаю, чтобы подурачиться и сделать несколько "себяшек" - о, даже не заметила, как отдохнула! В общем, идётся, хоть и с некоторым напрягом, но играючи. В группе мне было бы сложнее.

На вершине начинает моросить дождик, сначала слабенький, а потом всё сильнее и сильнее. И вот я уже под дождём и листопадом шагаю вниз по скользкой тропинке в развевающемся дождевике. Я попала в настоящую осень! Обычно в такую погоду на меня накатывает хандра и меланхолия, но сейчас я охвачена эйфорией! Пусть впереди ещё несколько километров пути до Листвянки, но это уже – практически финишная прямая. Правда, меня немного смущают и пугают свежие следы, похожие на следы кабана. На всякий случай иду и пою песни, чтобы всё зверьё знало заранее о моём приближении.

В Листвянку прихожу промокшая – дождевик мне не помог. Байкал хмурится, гонит волну, швыряет мне порывы ветра в лицо, но разве же я могу разлюбить его?! А ещё я очень довольна собой, ведь я наконец-то исполнила своё желание, прошла от Больших Котов до Листвянки, получила огромное удовольствие, и оказалось, что это совсем не страшно! 7 часов 20 минут, включая все валяния на пляже.

Маршрутки в Иркутск нет, есть только очередь из желающих уехать, все промокшие и продрогшие, а на мне под дождевиком – всего-то термофутболка. На столбе написан номер для заказа такси, и я вызываю машину. Такси до Иркутска стоит 1800 рублей, но находятся трое желающих разделить со мной поездку, и хоть большую часть суммы всё равно оплачиваю я, но экономия получается существенная, а для попутчиков такси до города обходится ненамного дороже маршрутки. И мёрзнуть не надо. Всем польза! Правда, водитель оказался лихачом: что сплошная, что закрытый подъём - обгон, обгон, обгон. На очередном обгоне я практически завизжала и всё-таки попросила ехать поспокойнее. Послушался.

В аэропорту я долго переодеваюсь, перекладываю вещи в рюкзаке, допиваю байкальскую воду из бутылки и съедаю пирожок, с любовью приготовленный хозяйкой гостевого дома. Оказывается, для счастья нужно совсем немного… И как же удачно всё складывалось в эту поездку! Вот прямо одно за другим события цеплялись так, чтобы в итоге мне было хорошо, и чтобы мне понравилось. Наверное, я себя очень хорошо вела перед этой поездкой :)

Моё маленькое приключение закончилось. Через час наш самолёт выруливает на взлётную полосу. Всё небо укрыто пухлыми тучами, но в той стороне, в которую мы будем взлетать, вовсю пылает закат. И в эти секунды, пока самолёт разворачивается, и я вижу взлётную полосу, уходящую к оранжевому небу на горизонте, я испытываю восторг. Пусть кругом серость и бесконечный дождь, но взлетать мы будем всё равно в светлое и красивое!

…Мы набираем высоту. На горизонте угасает день, под крылом укутались сумерками горы, реки и тайга, а у меня в наушниках пилот Вадим Захаров поёт:

«Давайте будем счастливы всегда,
В любой момент и в каждое мгновенье,
И радость разольётся, как вода,
И небо нам подарит вдохновенье.
Давайте будем счастливы всегда!
Давайте будем счастливы всегда…»

Мы летим на запад, и день будет угасать ещё шесть часов, а ощущение счастья останется со мной гораздо дольше. Такой хороший мир, и я в нём тоже такая хорошая...

Tags: Байкал, Иркутск, большой кусок мира, всё к лучшему, выходные, жизнь в пути