svet_w_okoshke (svet_w_okoshke) wrote,
svet_w_okoshke
svet_w_okoshke

Тот день, когда я увижу море

В море время идёт по-особенному. Я могу точно сказать, что когда я ездила в Барселону в 2014 году, 9-го июля я ходила в замок Монжуик и сильно обгорела, 10-го я ездила купаться в Ситжес, а 11-го поднималась на гору Монтсеррат. Я помню, что 4 декабря 2013-го в Нью-Йорке зажигали главную рождественскую ель города, 4 ноября 2014-го я, больная, стояла на высоте 5650 метров и смотрела, как Луна поднимается над Эверестом, а 8 ноября 2015-го не могла оторвать глаз от голубой стены ледника Перито Морено. (Предыдущее предложение я теперь могу перечитывать, когда мне станет грустно - можно тут же начать радоваться тому, что в моей жизни есть не такой уж и маленький кусок мира :) ).

Память у меня весьма дырявая, но почему-то любит даты и малозначительные события, поэтому я более-менее могу в голове хронологически раскладывать свои поездки. А с "Крузенштерном" в этой самой голове у меня каша. Например, сейчас подбирала фото для этого поста и удивилась, увидев, что в день выхода из порта у нас был парусный аврал. Просто, с одной стороны, на судне каждый день - один и тот же распорядок, а за бортом - "вода, вода, кругом вода", а с другой стороны, эти дни у нас были такими насыщенными, что уже в третий вечер казалось, что берег был когда-то давно-давно. Или вот был у нас на борту Отец Александр - совершенно потрясающий человек, но об этом потом. Первые дни я его вообще не видела, а потом он выступил с песней на игре в брейн-ринг, попел под гитару у нас в салоне иностранных практиканотов, и сейчас мне кажется, что Отец Александр всё время с нами общался, а не последние два вечера в море...

"Судовое время - семь-ноль-ноль. Экипажу и курсантскому составу - подъём! Сегодня 23 июля 2017 года. Судно находится в порту Турку. Температура воздуха - Х градусов. Температура воды - Y градусов". С такого объявления по судовой трансляции начинается каждый день на борту. И если ты попадаешь на судно на неделю, может казаться странным указание того, где находится судно. Но если ты болтаешься по морям несколько месяцев, и дни похожи друг на друга, то эта информация становится весьма ценной, мне кажется. Вообще всё объявляется по судовой трансляции: "Палубной команде и курсантам рабочей смены построиться у первого грота. Плотнику зайти в каюту старпома. Курсантам первой смены построиться на завтрак, место построения - шкафут". И любимое и непредсказуемое: "Парусный аврал, парусный аврал, парусный аврал. Пошёл все наверх!"

Через пару минут после подъёма: "Курсантам построиться на физ.зарядку!" Я изначально решила, что буду ходить с курсантами на зарядку. Поэтому соскочила со своей верхней койки, оделась, махнула расчёской по волосам и вместе с Алькой пошла наверх, где к нам присоединился Денис. Я думала, что мы сейчас тихо-мирно поделаем упражнения на палубе, но не тут-то было. Руководители практики решили воспользоваться тем, что мы пока ещё стоим в Турку, и отправили бегать вокруг близлежащих кварталов. А в беге-то я совсем не натренирована! "Я не должна ударить в грязь лицом! Что я, совсем слабак? Так, вдыхать носом, выдыхать ртом. Если бы я бегала лучше, то это не я сейчас бы бежала за толпой парней в тельняшках, а они за мной!" - так я думала, пока бежала. Под конец мы с Алькой стали отставать, но не остановились и всё-таки добежали до нашего четырёхмачтового дома. Ура, мы молодцы!

После завтрака мы познакомились с капитаном "Крузенштерна" Михаилом Петровичем Ерёмченко, накануне отпраздновавшим своё 48-летие. Капитан рассказал нам о предстоящей гонке, о том что ветер по прогнозу ожидается слабенький, но дуть будет с северо-запада, что для нас хорошо. Настроен Михаил Петрович был очень позитивно и азартно: "...А потом все штурмана собираются на мостике и начинают спорить, почему Вася в 4 утра поменял курс?!" И его азарт стал передаваться и мне - так-то мне хоть гонка, хоть не гонка, главное, что на нём, на "Крузенштерне". Хотя кругосветка, конечно, была бы круче всего. Также мы узнали о том, что МИД не рекомендовал нам заходить в территориальные воды Швеции, но гонка есть гонка, и если будет надо, мы туда зайдём (что мы в итоге вслед за "Седовым" и сделали) - маршрут проходил между материковой Швецией и шведским островом Готланд, коридор нейтральных вод между которыми был весьма узок.

Капитан познакомил нас с боцманами: старшим боцманом Михаилом Александровичем Приваловым, Дмитрием (Фок), Владиславом (I Грот), Александром (II Грот). И ещё с парусным мастером Игорем Майоровым - про его работу потом тоже подробнее напишу. Ну и раз уж я упомянула мачты, то здесь будет уместен небольшой ликбез. "Крузенштерн" - это барк, а барк - это парусное судно, у которого три и более мачт, и все, кроме бизани, несут прямое парусное вооружение, а бизань - косое. Ближе всего к носу расположена фок-мачта, на корме - бизань, а между ними - грот. У "Крузенштерна" 4 мачты: фок, I грот, II грот и бизань. (Я "Детей капитана Гранта" читала совсем недавно, после поездки в Чили, и там же Верн весьма подробно описывал, какие паруса когда ставились, а когда убирались по команде Джона Манглса. Это для меня был тёмный лес, и я так рада, что теперь хоть немного стала понимать, где что находится!) Нас, кстати, тоже распределили по мачтам, чтобы нам было, куда бежать помогать на парусном аврале. Я попала на фок к боцману Дмитрию. Ещё так и хочется сказать, что мы познакомились с улыбчивым старшим штурманом Павловм Евгеньевичем, в чьи обязанности входит курировать нашу группу практикантов, и к которому попадали наши паспорта, как только мы оказывались на борту...но я совершенно не помню, когда произошло это знакомство.

Ну а в конце встречи с капитаном Михаилу Петровичу стали дарить подарки: Алексей с Полиной привезли красивейший глобус звёздного неба, а Аля вручила крылатого пони, сшитого её подругой - на этом пони было написано и прежнее имя "Крузенштерна", и название верфи, где он строился 91 год назад... Дарили что-то ещё, но я же в начале поста уже пожаловалась на память :) Я смотрела на Михаила Петровича и всё думала, какая огромная на нём лежит ответственность, и сколько функций ему необходимо выполнять. Вот даже для встречи с нами ему ведь надо выкроить время, и не просто прийти рассказать о гонке, а ещё и зарядить оптимизмом. Это тоже надо уметь. А как умильно смотрелся капитан в обнимку с игрушечным крылатым пони... У меня, к сожалению, нет фото этого момента, но это было трогательно! Зато у меня есть фото меня самой с этим пони:

Чтобы было видно, что мы не просто посетители барка, нам выдали фирменные жилетки и UV-шки "Морской практики", а так как мы оказались на борту во время гонки Tall Ships Races, то нам достались ещё и футболки с надписью "I sailed on board Tall Ships Races 2017". Получилось забавно: парни у нас подобрались стройные и спортивные, и они как-то быстро и, я бы сказала, принципиально расхватали маленькие размеры, ну а у некоторых девушек, включая меня, появились футболки-ночнушки :)

Потом у нас было немного свободного времени, можно было напоследок сходить на берег, но меня туда вообще не тянуло: какой берег, когда вот она, сбывшаяся мечта? Правда, борт ещё пока что был открыт для посетителей, и там было полно народу. Но я знала, что скоро они уйдут, а мы выйдем в море...Ещё я вроде успела что-то почитать про маневрирование яхты... Ну а когда посетители ушли, а трап уже был убран, нам провели инструктаж по надеванию гидрокостюмов и спасжилетов. Без тренировки засунуть себя в гидрокостюм, скажу я вам, дело непростое и долгое. А потом поверх него ещё и спасжилет надеть. Во время тренировки все очень весело смотрелись в этом облачении (особенно немолодой уже немец), но лучше пусть эти гидрокостюмы никогда не пригождаются! Спасжилеты и гидрокостюмы хранятся прямо в кубриках по количеству живущих там человек.

После инструктажа началось томительное ожидание выхода из Турку. К берегам реки Ауры были ошвартованы множество множество судов и судёнышек, участвовавших в Tall Ships Races, и все одновременно выйти в море они не могли. Выход в море был назначен на 2 часа дня, кто-то предположил, что раньше 6 не выйдем. Мы вышли, кажется, в 16:45. Но ожидание было интересным и счастливым: по реке проходили одна за другой яхты и шхуны, все друг другу махали и аплодировали. зрители на трибунах тоже радостно приветствовали участников гонки. Кто-то шёл под музыку, кто-то устраивал костюмированные представления, "Штандарт" стрелял из пушек... И мы все были едины на этом большом парусном празднике! Да и массовые мероприятия в таком виде мне даже нравятся: массы-то на берегу, а нас тут на "Крузенштерне" - всего около двухсот человек. Здесь я не ехидничаю - 200 человек на "Крузенштерне" - это действительно совсем незаметно.

Пока ждали, подошло время полдника ("Судовое время - 15:30. Экипажу, курсантскому составу и группе "Морская практика" - пить чай!"). С утра было объявлено, что с сегодняшнего дня мы живём по морскому распорядку: во время стоянок в порту не предусмотрен полдник, и время приёмов пищи немного сдвинуто.  Праздник - праздником, а пить чай - по расписанию :) В салоне иностранных практикантов нас ждали кексы, шоколадки, какао и яблоки. В этот раз это было действительно похоже на "пить чай", а так на полдник у нас чего только не было - то винегрет, то картошка с селёдкой, и всё это называлось "пить чай"!

Пока мы ждали выхода из Турку, я вспоминала, как в Понта Делгаде, что на Азорских островах мы с Ленко долго ждали, когда же отчалит пассажирский лайнер "Азура", и я тогда даже заготовила белый бумажный платочек, чтобы махать вслед отплывающим. "Азура" в тот день так и не вышла из Понта Делгады из-за какой-то поломки, но я помню само это ощущение ожидания, когда пассажиры высыпали на балконы, а те, кто оставался на берегу, заготовили камеры и телефоны - уезжающих и остающихся в тот момент уже ничего не связывало, но момент расставания всё никак не наступал. И вот теперь я сама на борту, и уже совсем другие люди остаются на берегу, и как я счастлива быть именно здесь, именно на этом борту!!!

(Напоминаю, как я собиралась махать платочком "Азуре"):

Курсанты же даже в это время расслабиться не могли. Часть из них была в касках и участвовала в швартовых операциях. Другая часть была в фуражках и под контролем руководителей практики репетировала приветствие зрителей во время отхода "Крузенштерна": помахать фуражками вот в такм темпе, потом похлопать над головой, а теперь выпрыгнуть из присяда. взмахнув фуражкой. Во как!

Возле нас уже долго чадил буксир Iso Pukki, (потом я выяснила, что так называется один из островов, мимо которых мы проходили), но настал тот момент, когда он стал выводить нашего собрата "Седова", а потом, пусть и кормой вперёд, двинулись в путь и мы.

"Седов" выходил под "Прощание Славянки":

Заиграла песня Городницкого "Паруса "Крузенштерна", причём в исполнении Никитиных, а не самого Городницкого. И звучала она так нежно, так трогательно, что я точно знала: будь я на берегу, я бы плакала, глядя на то, как курсанты машут фуражками под эту песню... И совершенно не хотелось думать о том, что через неделю мне надо будет сходить на берег и самой прощаться с "Крузенштерном". Это будет потом. А пока что я уже в четвёртый раз подпевала: "Под северным солнцем невеееерным, / Под южных небес синевой / Всегда паруса "Крузенштеееерна" / Шумят над моей головой!"

"Расправлены вымпелы гордо,
Не жди меня скоро, жена!
Опять закипает у борта
Крутого посола волна!"

Только вышли из устья ауры, а флаги уже  все убрали. Осался один: "У меня на борту лоцман".

Пока мы проходили мимо ближайших к Турку островков, я снова невольно проводила аналогию с МАКС-2017: там, в Подмосковье, люди ездят в поля, откуда лучше видно лётную программу, а здесь, в Турку, кто-то наблюдает за участниками регаты с пляжей, кто-то  - с частных причалов, кто-то кружит на яхте... И все машут руками, приветствуют нас, а мы продолжаем махать в ответ. Праздник продолжается!

Вечером был мой первый парусный аврал. Кажется, даже не один. Но я их совершенно не помню! Есть видео, но я тоже не помню, как его снимала. Надеюсь, что я просто была очень поглощена моментом, так  как всё вокруг было новое и непривычное :) Когда звучит сигнал парусного аврала, нужно бежать в кубрик за страховочной обвязкой и шапкой (без неё на мачты нельзя подниматься), а потом - к мачте, за которой ты закреплён. Для нас это было необязательно, да и толку от нас особого не было, но мы всё равно обычно участвовали (хотя и прогуливали тоже). Первые парусные авралы для меня были борьбой с обвязкой :) Во-первых, ящик, в котором лежала моя обвязка, выдвигался по натсроению: то легко, а то приходилось его вытаскивать, пошатывая туда-сюда. Во-вторых, я долго не могла разобраться, что куда нужно просовывать и что где застёгивать. Первый раз меня, по-моему, застёгивали несколько бывалых :) После аврала Руслан, который приехал на "Крузенштерн" уже во второй раз, потренировал меня в надевании обвязки и посоветовал не расстёгивать обвязку на ногах, а как бы заходить в неё. Когда снова объявили парусный аврал, Аня, приехавшая на "Крузенштерн" в третий раз, заметила, что зря я так "захожу" в обвязку, потому что так я могу споткнуться. Сколько людей, столько и мнений! Я решила, что с моими ногами всё-таки надёжнее будет расстёгиваться каждый раз. После авралов я потренировалась надевать обвязку ещё несколько раз, и на следующий день делала это уже самостоятельно и без проблем.

...Мы шли в Архипелаговом море, вокруг то и дело мелькали острова, и шли мы пока что ещё с лоцманом (он у нас на борту был часов 6, наверное), но всё-таки это была уже большая вода, о которой я мечтала. Солнце клонилось к закату, ветер задул сильнее, на палубе стало очень холодно, но уходить совершенно не хотелось. Я много раз до этого видела море, но этот раз был особенным. А потом мы отогревались чаем в салоне иностранных практикантов и играли в отгадывание слов. У нас с Юлей на 7 утра была запланирована часовая рулевая вахта, я, как обычно, волновалась (из-за ерунды-то - это ж наше всё!), хотела нормально поспать перед ней, но от игры оторваться было совершенно невозможно, и ещё как-то надо было голову помыть... И так каждый день на "Крузенштерне" в итоге было - не хотелось ничего пропустить, а сон...ну, после отпуска высплюсь (ага, прям постоянно высыпаюсь, сейчас, например, пишу, а могла бы уже десятый сон видеть)!

Аня и спасательные плоты:

Даша, леера и снасти:

Вы видите 200 человек? А они есть!

Tags: Крузенштерн, всё к лучшему, жизнь в пути, морское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments