svet_w_okoshke (svet_w_okoshke) wrote,
svet_w_okoshke

Отпуск за полярным кругом. Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда!

Я начала писать этот пост, последний про поход по берегу Баренцева моря, два месяца назад, но тогда дело у меня не пошло, и я его бросила. Теперь же впечатления о тундре изрядно перетёрты впечатлениями от континентальной и островной Португалии, но несколько заметок о походе по тундре мне сделать всё-таки хочется.

***
Отпуск за полярным кругом - это не только море и много света, это ещё и тундра. Тундра, которая на первый взгляд кажется пустынной и блёклой, вдруг оказывается уютной и гостеприимной: она расстилает перед своими гостями мягкий ковёр мхов и щедро угощает грибами и ягодами.

Так всё-таки какая она, северная природа?..

Сдержанная - первое, что приходит на ум. Здесь нет буйства красок, нет стройных кедров, нет лиственниц с мягкими иголками, о которые я люблю потереться щекой, нет заснеженных вершин... Но есть своя строгая красота у всех этих мхов, лишайников, сейдов, мягких очертаний сопок!

Да, часто было вот так, серо и блёкло, но из песни слова не выкинешь - чтобы наслаждаться ночным полярным солнцем, надо было идти в поход на неделю раньше. А я оказалась там, когда оказалась, о чём и не жалею.

В первый вечер, перед тем, как выйти на берег реки Вороньей, мы изрядно походили по лесу из берёзок в два человеческих роста. Кто-то из группы назвал этот лес яблоневым садом. Мне тоже показалось, что сходство есть - такие же деревца одного калибра, которым конца не видно. Я в этом лесу даже ориентироваться перестала, была уверена, что мы вдоль реки больше забираем и к берегу никогда такими темпами не выйдем, и вдруг этот самый берег оказался прямо перед нами.

...И на ближайшие шесть дней это были последние деревья... В Воронью, кстати, впадала маленькая речка с ну очень вкусной водицей, хотя сама река казалась грязной и илистой.

(Отступление не про тундру)

Когда мы ночью шли по пляжу от моторки к первой стоянке, ориентиром был какой-то белый треугольник. Подошли ближе - оказалось, что это специально обустроенный чум, где можно оставить лишние вещи. Или еду. Даже в походе она бывает лишней :)

Мы как раз всё перебрали и кое-что отложили...

А у кого-то в одной из предыдущих групп, видимо, рюкзак был слишком тяжёлый, что человек решил оставить книжку с символичным названием. Любовь к жизни должна быть везде :) Я свою книжку донесла до конца позода и даже страниц 50 прочитала, а потом в деревне уже дочитывала взахлёб.

Вернёмся к природе. Тундра - очень мягкая. Под ногами всё время что-то пружинило, и идти не всегда было удобно. Зато спать было хорошо, никакие камни среди ночи в бок внезапно не впивались! И очень хотелось разуться и походить по тундровому ковру босиком... Когда я более-менее выздоровела, я это сделала - ногам было очень приятно, а я ведь босиком не очень-то люблю ходить!

В июле-августе тундра прямо заваливает своих обитателей и гостей ягодами! Вороника, толокнянка, брусника, морошка, черника, голубика...

Вот эта похожа на толокнянку, но я не уверена, и даже не знаю, можно ли её кушать:

Насобирать миску или кружку черники, а потом съесть её в один миг - пожалуйста, доступно каждый день. Нарвать горсть голубики на ходу - не вопрос. В последнее утро я рвала крупнющую калиброванную чернику и с ужасом думала, что на рынке я её просто не смогу покупать - давленную и мелкую! И голубику тоже. Кстати, кустики черники, хоть и невелики ростом, начинают давать плоды через 4-5 лет, а пика плодоношения достигают в 15 лет. Поэтому не надо чернику рвать прямо с кустом! Даже для красивых фото.

У Эли из Казани в походе случился День рождения, о котором она молчала-молчала, но ближе к ночи проболталась - всё-таки немного грустно, когда совсем-совсем никто тебя не поздравит: связь появлялась только на макушках некоторых сопок. Ну а "Билайн"  - тот и вообще не ловился. Так вот, мы взяли миски-кружки, насобирали по окрестностям черники и голубики, ссыпали всё в одну большую миску, накрошили печенья, залили сгущёнкой и дали натсояться. Получился слегка жидкий именинный пирог. Божественный!

С морошкой я первый раз столкнулась через 200 метров после начала маршрута. Так как ягода для меня была новая, ела я её тоже много, но не могу сказать, что она мне прямо полюбилась. Но необычно!

А ещё морошка странно себя ведёт! Когда созревает, она сначала краснеет, оставаясь твёрдой, а потом желтеет-оранжевеет и становится мягкой, вот тогда можно и приступать к поеданию :)

С синими ягодами очень красиво морошка контрастирует:

Грибами тундра тоже богата. И искать их не нужно, они сами к грибнику прыгают - никаких тебе ёлок, папоротников, густой травы - всё как на ладони. Егор у нас был главный по грибам. Даже под рюкзаком он носился по склонам и с упоением собирал грибы.

В тундре очень мокро. Нам ещё повезло, что перед нашим приходом не было дождей, а то в прошлом году Маша, с которой я жила в одной палатке, по пояс провалилась в болото!

В поход настоятельно рекомендовали взять резиновые сапоги и в списке снаряжения писали что-то вроде, что ботинки лучше брать опытным и неприхотливым участникам. Я не могу назвать себя шибко опытной, но в свой первый пеший поход на Алтае я буквально на третий день насквозь промочила ботинки и так несколько дней и проходила. Ботинки прекрасно держат тепло, так что не простудишься, надо только в первый момент собрать волю в кулак и решиться засунуть ногу в мокрый носок, а потом и в мокрый ботинок. Тогда, на Алтае, мне это было, конечно, не очень приятно. Зато теперь я смело не взяла в поход резиновые сапоги, которые мне всё равно класть было некуда. Да и ходить в ботинках всё-таки удобнее. А ещё у меня с собой были гамаши, которые тогда же на Алтае побывали на вершине Белухи (но не на моих ногах :) ). В общем, в нынешнем походе ботинки и носки сушили, кажется, все, кроме меня. Несмотря на все болота и сырые мхи, ботиночки (иногда прикрытые гамашами) меня не подвели и получили от меня множество мысленных благодарностей. Надеюсь, что ещё на многих "пыльных тропинках...останутся наши следы" :)

Привыкла я, что мокро и болотисто обычно в низинках. Ан нет! Лезешь повыше, чтобы полюбоваться видом на весь пляж и открытое море, а между камней попадаются лужицы и болотца, и прямо из мхов сочится вода:

В тундре очень просторно, прямо, как я люблю. Не спрячешься, не скроешься, не уединишься, зато как-то хочется самому быть прямее, честнее, открытее.

Правда, случались и казусы. Пришли мы вот на эту стоянку, Саша поставил палатку, стоит и смотрит на долину. Кто-то его спрашивает:

- Что, Саша, любуешься?
- Да нет, думаю, куда мы здесь в туалет ходить будем...

Мы дружно оглянулись и тоже призадумались.

(А это как раз ночь, когда вдруг распогодилось, палатка у нас стояла с выходом на море, а на ужин были грибы с сыром и майонезм, вкуснейший рыбный суп и тот самый "именинный пирог" из ягод. И жизнь была прекрасна!

Вот это фото я решила выложить, потому что... я себе на ей жутко не нравлюсь и напоминаю туповтаого начинающего садовода с пухлыми ножками (это единственный раз за весь поход, когда я надела накомарник, да и то от солнца, а не от комаров и мошек). Просто у меня иногда случаются такие обострения честности. Я не умею позировать, потому что знаю, что потом буду смотреть на фото и думать, что это постановка, неискренность, что в такой неестественной позе долго не простоишь, что всё было не так на самом деле! Поэтому иногда мне кажется, что выбирать только удачные фото  - это тоже своего рода обман :) В общем, туповатый садовод в накомарнике тут тоже повисит:

И тут внезапно появляются пески! Никак не связанные с постановочными фото :) Я тоже совершенно не ожидала увидеть такие пейзажи на  Севере.

Тундровые озёра попадались нам на каждом шагу, но больше всех мне запомнилось вот это. Как раз в этот момент выглянуло позднее солнце, наполнив всё мягким светом, в том числе и озерцо, крупной капельккой расположившееся между сопок. здалека мне показалось, что его поверхность покрыта нефтяными пятнами. А вблизи оказалось, что это то ли водоросли, то ли осока какая-то лежачая так причудливо расположилась:

Фото мутноватое получилоссь, но поверьте, в этом месте  было очень красиво!

...И мы тихо сидели на сопке над озером. Взмокшей спине, как всегда, было холодно, но уходить не хотелось.

У нас в группе была потрясающая "весёлая семейка", в хорошем смысле этого слова. Мама Надя, папа Герман, 12-летний Егор и 3-летний Гриша. Так вот Гришу решили взять в поход буквально за несколько часов до отхода поезда из Питера в Мурманск, потому что бабущка. с которой его планировали оставить, как-то занервничала. За несколько часов взяли Грише билет, купили специальный рюкзак-переноску, переложили вещи в рюкзаках с учётом того, что Надя вещи нести не будет, потому что за спиной у неё будет сын, и отправились в путь. Ну, старший Егор вообще уже к приключениям привык, отлично разбирается в грибах и ягодах, всю дорогу что-нибудь собирал - то подберёзовики, то морошку для младшего брата, папы и мамы. Совершенно неутомимый товарищ и всегда в хорошем настроении. Гриша тоже вполне освоился, быстро разобрался, где какая ягода, и когда ему надоедала морошка, заказывал старшему: "Игол, хочу челники!" Его свободно отпускали бегать по камням и подбадривали конфетами, которых дома ему есть не доводилось. Конфеты Гриша распробовал, но новое слово пока не выучил, и весь поход мы все дружно говорили "коФЕНта" :) В описании похода теперь можно смело писать, что маршрут проходят даже трёхлетние дети :)

Я за сердце каждый раз хваталась. когда Надя с Гришей за плечами осторожно шла по какому-нибудь курумнику или скользкому склону. А им обоим - хоть бы хны :)

Китов мы так и не увидели, хотя они в Баренцевом море есть. Зато на берегу нашли их фрагменты:

Вот такой оказалась для меня тундра. Вроде бы простая и незамысловатая, но если приглядеться, готовая открыть свои чудеса и подарить много радостей!

А если не хватает красок, мы их и сами добавим!

Tags: Кольский, Мурманск, большой кусок мира, всё к лучшему, жизнь в пути