svet_w_okoshke (svet_w_okoshke) wrote,
svet_w_okoshke

Азорские купания

Две ночи подряд соседи у себя в номере громко включали телевизор. В первую ночь я немного поворочалась да и уснула, ведь телек вещал на чужом языке, поэтому его звук для меня быстро превратился в белый шум, а вот Ленко "наслаждалась" португальской болтовнёй до 3 часов ночи, что не способствовало её хорошему самочувствию во время прогулок в Сете Сидадеш. Поэтому, когда соседи и на следующий вечер врубили новости, Ленко пошла разбираться. Соседи не сразу поняли, чего от них хотят, но в конце концов телевизор выключили. Как раз в это время с обходом владений с 17-го этажа поднялся хозяин Артур, поэтому, услышав голоса, он заловил в коридоре Ленко, спросил, всё ли в порядке, и тысячу раз извинился за непутёвых соседей. Ленко вернулась в комнату, но тут уже я, услышав голос Артура, вскочила с кровати и, завернувшись в халат, побежала Артура ловить. Весь вечер я думала о том, что хочу попасть на "горячий океан" в Понта да Феррария, где у берега океанская вода смешивается с горячей водой термальных источников, и можно купаться в горячей солёной воде. Автобусы к этому месту не ходят, а попасть туда мне очень хотелось: в сердце поселилась грусть, оттого что мы находимся на маленьком острове в океане, а океана, "не причёсанного" набережными, не видим, да и на вкус его не пробовали...

Когда мы только приехали, Артур сказал, чтобы мы обращались, если нужны будут какие-нибудь экскурсии или транспорт. Мне нужен был транспорт на горячий океан в пятницу утром, поэтому практически среди ночи я побежала на голос Артура :) Прежде чем я начала излагать суть своей просьбы, Артур тысячу раз извинился за непутёвых соседей и передо мной. Он поведал, что обычно у них останавливаются отдыхающие, а тут первый раз приехали командировочные, причём один из них юрист, а другой - его телохранитель. Первый ездит и ликвидирует фирмы, а второй его оберегает. Выслушав мою просьбу про горячий океан, Артур обещал к завтрашнему вечеру узнать цену, а потом сказал, что если Ленко заболела (после наших прогулок в Сете Сидадеш она весь вечер провалялась с головной болью), то можно позвать Грасу, его жену, она врач и обязательно поможет. С Грасой мы уже познакомились накануне, и к этой милейшей женщине я прониклась с первой секунды. Хотя, если честно, в этом месте я и не ожидала встретить кого-то НЕ милейшего! ...Засыпала я со счастливой мыслью о том, что океан стал ещё ближе.

... Утром я стояла на балконе и смотрела, как к причалу на смену столь полюбившейся мне Азуре подходит Амадея. Хоть Азуры и не было рядом, но мне в глаза сразу бросилось то, насколько Амадея меньше. На соседний балкон тоже вышли постояльцы - женщина в ярко-зелёной ночной рубашке, и ей под стать - мужик в ярко-розовых трусах. Дабы не смущать соседей, я ушла наблюдать за швартовкой Амадеи на общий балкон в гостиной. Когда мы с Ленко позавтракали, выскочили на улицу и побежали на остановку, на пешеходном переходе нас пропустил автобус с Амадеиными пассажирами, а когда мы вернулись в Понта-Делгаду вечером, Амадеи уже и след простыл... Эх, всё-таки какое же это удовольствие - из своего окна наблюдать, как причаливают такие красавцы!

В тот день мы с Ленко поехали на восток, в городок Фурнаш, уютно расположившийся в одноимённой кальдере - обрушившемся кратере спящего вулкана. Хотя "уютно" - понятие относительное, ведь вулканы - они товарищи такие - спали себе, спали, и вдруг им приспичило поизвергаться. А тут, между прочим, люди живут, источники лечебные, сад ботанический разбит!

Автобус снова петлял по узким улочкам, мастерски вписываясь в невероятные повороты, проезжая один городок за другим. Городки эти были, как бусинки, плотно нанизанные на ниточку дороги, петляющей по берегу океана - я не могу припомнить участка пути, где бы мы не проезжали через какой-нибудь населённый пункт. Но как бы мы ни петляли, мои глаза всё равно искали его - океан, а в наушниках Юрий Визбор раз за разом пел:

"Я когда-то состарюсь, память временем смоет,
Если будут подарки мне к тому рубежу,
Не дарите мне берег, подарите мне море,
Я за это, ребята, вам "спасибо" скажу!"

И сердце немножко щемило при мысли о том, что в конце концов дорога всё-таки отвернёт от берега, ведь Фурнаш находится в глубине острова. Как же я буду опять весь день без океана-то? Хорошо, что вечером мы снова с ним встретимся! Видимо, для того чтобы я не очень расстраивалась, дорогу к Фурнашу сделали волшебно красивой, затерявшейся среди гор, поросших густым высоким лесом. А потом среди леса неожиданно появилось озеро, которое после озёр Сете Сидадеш накануне уже не произвело сильного впечатления. Да и ехали мы не к нему, мы ехали купаться в источниках!

Автобус, как и накануне, остановился нигде - у Т-образного перекрёстка какой-то улицы с какой-то улицей, и только очередное панно из плиточек, на котором на разных языках было написано "Добро пожаловать в Фурнаш", сообщало нам о том, что мы действительно в Фурнаше.

Фурнаш славится своим ботаническим садом Терра Ноштра, в котором и расположился бассейн с термальной водой, платить нужно только за вход в сад (6 евро с человека), а потом гулять и купаться. Есть ещё спа-отель, постояльцы которого ходят в термальный бассейн бесплатно. Когда мы сошли с автобуса, мы прошли буквально 50 метров и увидели вход в ботанический сад - вот так всё быстро и просто. В кассе нам выдали буклет со схемой парка, на которой был обозначен маршрут, по которому следует идти, чтобы осмотреть большую часть интересных мест. Здорово, конечно, когда всё продумано и всё для людей, но как же самостоятельное исследование территории? Слава богу, где-то в районе сада камелий мы сбились с пути. А камелии, кстати, молодцы - в октябре у них только сезон цветения начинается, то есть, мало того что на Азорах никогда не бывает снега, так там ещё и камелии цветут!

Сад был заложен в конце 18 века Томасом Хиклингом, тогдашним американским консулом, в то время люди как раз заинтересовались целебными свойствами вод в кальдере Фурнаш. На сайте ботанического сада написано, что там до сих пор растёт дуб, посаженный самим Хиклингом, но мы во время прогулки этого ещё не знали, поэтому не могу сказать, видели мы этот дуб или нет. Да и положа руку на сердце могу сказать, что я несильно этим расстроена :)

Пока мы гуляли по саду, начался дождь - наш вечный спутник на Азорах, куда ж без него? Привычным движением Ленко спряталась под зонтик, я - в капюшон, рюкзак - в чехол, доставшийся ему по наследству от предшественника - можно гулять дальше, вот только буклет на ощупь стал похож на тряпочку... Но я всё равно, пока мы не сбились с пути у камелий, продолжала играть в экскурсовода: "А здесь мы видим растения-эндемики Азор... А здесь... А здесь...растёт какая-то фигня, сейчас слово из буклета прочитаю...Посмотрела? Идём дальше!"

А когда мы сбились с пути (звучит так, как будто мы заблудились в лесу, хотя на самом деле мы просто уже не могли сверять с картой, чтобы узнать, что растёт вокруг, но от этого совершенно не страдали), мы в каких-то пальмовых зарослях, где у меня одновременно сердце и заныло от ощущения пасмурной осени, и обрадовалось тому, что осень здесь мягкая и тёплая. А ещё по пути нам попался весьма симпатичный сотрудник ботанического сада :)

Опавшие жёлтые листики в Москве уже были скрыты снегом, а в Фурнаше они просто плавали в лужах, и никакой снег им не грозил. В этом месте Ленко заявила, что хочет ещё побродить по саду в наушниках, чтобы были и сад, и музыка. Поэтому на некоторое время наши пути разошлись, но встретились мы гораздо раньше, чем я ожидала, возле булькающего озера.

Смею предположить, что на поверхность выходит газ метан, но достоверно не знаю. А подслушать у экскурсионной группы не получилось, ибо группа была немецкая.

Группа была не только немецкая, но ещё и пенсионерская, поэтому по камушкам никто прыгать не стал (хотя это я уж слишком придираюсь - их ровесники подбадривали меня на пути в Базовый лагерь Эвереста), ну а я прошлась, не зря же их так красиво укладывали, чтобы можно было к розовым лилиям подойти!

"И вот ноябрь на свете, огромный просветлённый..." Глядя на отружение голого дерева, не подумаешь, что совсем рядом - буйство пальмовой зелени...

...или, если посмотреть повнимательнее, цветёт нежная лилия:

Сад, хоть и не велик, но красив. А Ленко всё мечтала, чтобы в московском ботсаду было столь же мало народу, как в фурнашеском. Но хватит гулять, пора купаться, тем более, что рядом уже журчит ручеёк с горячей водой - идём к бассейну! На самом деле, бассейн расположен прямо у входа в ботанический сад, его ты видишь первым делом, но мы же сначала прошли мимо него, отложив купание на потом.

Всякие горячие источники я очень-очень люблю, хотя, как я уже писала, не могу пока похвастаться тем, что на многих побывала. Но в этом году удалось побывать в трёх разных купальнях. Так здорово, когда в путешествии есть возможность окунуться в горячую водичку. Не знаю, смогу ли я это чувство описать! Вот ты ходишь-ходишь с рюкзачком, смотришь места красивые, до пляжного отдыха тебе - как до Луны, и вдруг ты скидываешь с себя все сто одёжек, которые защищают от дождя или мороза (ладно, в Будапеште они защищали, скорее, от перегрева), совершенно магическим образом достаёшь из рюкзака полотенце и купальник и погружаешься в расслабляющую воду... Наверное, я это так остро ощущаю, потому что у меня не складывается с пляжным отдыхом, но мммм... термальные бассейны - это прекрасно! И пусть одного сеанса недостаточно, для того чтобы серьёзно укрепить здоровье, я всё равно питаю надежду, что все эти купания идут на пользу моему организму, которому в путешествиях от меня достаётся - нам же то на 5600 метров забраться, то больше суток на ногах пробыть, то в Красноярских Столбах внезапно скалолазанием без страховки заняться... Ой, чего-то я из себя какого-то экстремала попыталась состроить, хотя им совершенно не являюсь :)

Вот так мы купались в январе на Камчатке в посёлке Термальный: мороз и пар от горячего бассейна всё вокруг украсили инеем:

А это "Волна" в Тюмени, куда я летала в октябре. Температура воздуха стремится к нулю:

А это Азоры, где мороза нет, зато вода в бассейне совершенно неожиданного цвета:

Ладно, насчёт неожиданного я наврала. Я смотрела выпуск "Орла и решки" про Азоры и там этот жёлтый бассейн видела. Вот что оказалось неожиданным, так это то, что в бассейне почти никого не было. Максимум торчащих из воды голов, что я насчитала - 13.

Вот с домика и бассейна в 1780-ом году и начался парк Терра Ноштра. Только бассейн был поменьше.

За кустами притаились ряды кабинок для переодевания. Когда мы пошли переодеваться, мне почему-то стало ужасно радостно, оттого что как-то всё так просто и понятно устроено, что вот - купальня, вот - кабинки, пришёл, побродил по саду, захотел окунуться - окунулся, и эти кабинки для переодевания - такая же естественная часть парка, как какие-нибудь скамеечки для отдыха! Опять не знаю, как описать эту нахлынувшую на меня лёгкость. А ещё мне кажется ужасно смешным слово "кабинка", поэтому я начала напевать: "Кабинки, кабинки - брюнетки и блондинки..." Больше я слов и мелодии не знала, поэтому пришлось ограничиться одной строчкой :)

Поплыли! Вода - 35-40 градусов, приятная, но такого блаженства, как в мороз на Камчатке от неё, конечно, не ощущаешь. Когда сердечко начало заходиться от горячей воды, я вылезла на берег, и  мне было совершенно не холодно, хотя я прям в шлёпках и пробежала вокруг бассейна. Ооо, шлёпки... ни ведь тоже приехали с Камчатки! Сделаны в Уссурийске, что в Приморском крае, куплены в Петропавловске-Камчатском для поездки на тамошние источники, и вот теперь они дошлёпали до Азорских островов! Обожаю наблюдать, как вещи вот так путешествуют по миру, поэтому вместо сувениров и покупаю всякие там зубные щётки (послезавтра с Ленко едем в Петербург, надо там прикупить, а то Петрозаводскую уже пора менять :) ).

Из воды мы вылезли изрядно пожелтевшими. На фото выше видно, что ступни приобрели оранжевый оттенок. Я свой купальник прополоскала под душем, и он сохранил родной цвет, а вот Ленко оставила стирку купальника на вечер и от пятен уже не избавилась (не знаю, может, в Москве сошли). А ещё наконец-то выглянуло солнце! Ураааа!

Но помимо большого жёлтого бассейна есть ещё и маленькие и не жёлтые :) Вешалка для одежды:

Продолжаю расслабляться в укромно укрытом среди деревьев бассейне:

Помассировала голову бьющей снизу струёй. Голове было приятно :)

Поосле купания мы какое-то время сидели на лавочке на берегу бассейна, пока Ленкин разморённый организм решал, что ему нужно и на что он спосбен в оставшееся до обратного автобуса время. Мой же что-то совсем не разморился и требовал активности. В конце концов мы пришли к компромиссу и пошли обедать, точнее, разлюблять ещё какую-нибудь еду. К тому времени из-за больших порций я уже не могла думать о сардинках, осьминоге и треске. В тот день пришла очередь тунца.

А Ленко решила попробовать козиду даш Фурнаш - местно блюдо, которое готовят буквально в вулкане: утром в кастрюлю заклыдвают капусточку, картошку, морковку, курицу, свинину, говядину, какие-то колбаски, зарывают кастрюлю в землю (Фурнаш ведь, как я писала, на спящем вулкане стоит, хотя земля там, конечно, не везде горячая), а в обед выкапывают её уже с готовым блюдом. Ленко всю свою порцию, конечно, не осилила, но она честно старалась и вовсю доказывала мне "что вот этот кусок можно считать съеденным" :)

...Мы вышли на улицу и тут же зашли обратно. Азорский дождь разошёлся не на шутку. Нет, он не стал крупнее, он всё так же сыпал мелкими капельками, только уж больно часто. Постояв минут 10 в предбаннике ресторана мы всё-таки снова вышли на улицу и помчались в сторону автобусной остановки. А по пути, когда я уже ощутимо промокла, забежали во фруктовую лавку и купили там душистый азорский ананас и привозное манго. Как вы помните утром автобус нас высадил нигде, поэтому в поисках останоки мы обратились на автозаправку, а потом, для верности. и в кассу ботанического сада. В обоих местах нас ну очень любезно и подробно послали в нужном направлении и успокоили тем, что автобус мимо не проедет, несмотря на то что остановка находится на другой  стороне улицы. Ох, как громко звучит это "на другой стороне улицы", когда вся улица не намного шире автобуса! Пока мы стояли на углу улицы, мимо нас проехал экскурсионный автобус с детишками, которые весело нам махали из окон. Мы тоже помахали. А в ответ милые детишки нам дружно стали показывать средние пальцы! О, это прекрасное чувство, когда ты стоишь на углу узких улочек, где автобус очень аккуратно и очень меееееедленно поворачивает, а дети в автобусе над тобой прикалываются :)))) "Дашко, нам опять машут! Дашко, мы обезьянки!"

Влаааадик с фруктами ждёт автобус (хотела написать "стережёт фрукты", но от кого их стеречь здесь, на Азорах?):

И автобус действительно приехал, остановился, водитель махнул нам рукой, и вскоре мы уже уютно устроились в креслах. Мы проехали мимо автобусной станции (она таки тут есть!) и полянки с гейзерами ("О, здесь есть гейзеры? А почему мы сюда не пошли?"), а на одной из остановок в автобус зашла женщина и, покупая билет, так сказала водителю "One to Ponta Delgada", что у меня зародилось сильное подозрение в том, что она русскоязычная, да и лицом похожа на нашу соотечественницу... Но больше она себя ничем не выдала.

Обратно в Понт Делгаду автобус ехал по северному побережью, и мы с Ленко были рады, что хоть из окна автобуса в сумерках поглядим на новый для нас кусочек острова. А я была счастлива, потому что из закрытой долины мы наконец-то вернулись к простору океана. В те минуты в наушниках играла музыка из "В мире животных" и удачно она ложилась на настроение и на восприятие Азор как удивительного уголка с  неиспорченной природой и прекрасным океаном вокруг...

...Вечером мы с Ленко во второй раз ели чудесный оранжевый азорский ананас. Как прекрасен был его слегка земляничный аромат! Какой он был сочный и нежный! И сердцевина у него тоже прекрасно съелась. Не знаю, насколько это верно, но я в интернете прочитала, что португальцы азорские ананасы называют ananas (ну, это действительно так), а привозные - abacaxi (на рынке в Лиссабоне я встречала уже именно это слово).

Ну а наш несравненный хозяин Артур на следующее утро организовал нам такси в Понта да Феррарию, на горячий океан - всё устроилось прекрасным образом! А как ещё могло быть на Азорах?